Аркадий Дубнов, специальный корреспондент "Московских новостей", для РИА Новости.
Замминистра обороны России Анатолий Антонов 14 августа назвал преждевременным решение о выводе в 2014 году из Афганистана международных сил содействия безопасности. Это создает, по его словам "вызовы, в том числе, и для национальной безопасности России", хотя "наша страна делает очень много, укрепляя наши контингенты в Таджикистане и в Киргизии в преддверии тех событий, которые произойдут в 2014 году". Антонов считает: прежде чем выводить войска, "необходимо позаботиться о создании в Афганистане сил безопасности, способных самостоятельно бороться с радикалами".
Несколько по-иному смотрят на проблему "Афганистан-2014" в российском МИДе. История того, как на Смоленской площади относились к американскому, а шире – натовскому – присутствию в Афганистане, выглядит не слишком линейной, и всегда зависела от температуры отношений между Москвой и Вашингтоном. Иначе говоря, это отношение, как правило, определялось политической конъюнктурой и мало зависело от военной составляющей ситуации в Афганистане.
"Муравейник с военными шакалами"
Поначалу, после атаки террористов на США 11 сентября 2001-го и развернутой в ответ на нее военной операции в Афганистане "Несокрушимая свобода", Россия, как и большинство других стран мира, стала членом международной антитеррористической коалиции. Это было самым "романтическим" периодом в российско-американских отношениях. По мере того, как отношения между Кремлем и Белым домом стали портиться, а в особенности вследствие растущего военного присутствия США в Центральной Азии (американские военные базы в Узбекистане и Киргизии), в Москве все чаще стали демонстрировать неудовольствие затянувшейся войной, которую ведет Америка в Афганистане.
Российская позиция, кроме того, часто определялась еще и стремлением иметь общие подходы с Китаем, опасаясь потерять его в качестве геополитического союзника в противостоянии Востока и Запада. В Поднебесной старались избегать резких формулировок в отношении военного присутствия США в Афганистане и – в целом – в Центральной Азии, но было ясно: Пекин рассматривает его как угрозу своим интересам в регионе.
Все изменилось в 2011 году, когда президент США Барак Обама заявил о намерении вывести войска из Афганистана к 2014 году.
Уйти нельзя остаться в Афганистане
Позиция МИД была не столь однозначной, если не сказать больше – противоречивой. Вот как деликатно излагало ее радио "Голос России" в сентябре 2012 года:
"Отсутствие продуктивного диалога между Россией и альянсом по вопросу ЕвроПРО заставляет Москву проявить настойчивость в отношении планов Запада в Афганистане. В обоих случаях речь идет о безопасности России и региона, с которым она граничит, и поэтому активность российских дипломатов вполне объяснима. По мнению постпреда России в ООН Виталия Чуркина, возможность сохранения баз в афганском государстве вызывает массу вопросов".
Как определить эту "избыточность", в Москве не уточняли. Но требовали от натовцев, чтобы они, прежде чем уйти из Афганистана, по словам Грушко, "отчитались перед Совбезом ООН", как они выполнили полученный от него в 2001 году мандат.
К слову сказать, заметим, что сегодня в Москве уже больше не говорят о необходимости отчета НАТО в Совбезе ООН по афганской операции. Точно так же на Смоленской перестали просить госдеп или Пентагон объяснить, зачем в Афганистане оставлять американские базы. Теперь понятно, что это было не более чем запросными, как говорят дипломаты, позициями на переговорах.
Сегодня же важнее взгляд военных на ситуацию вокруг Афганистана после 2014 года. Именно поэтому столь заметными представляются оценки замминистра обороны России Анатолия Антонова.
Рубль – вход, червонец – выход
Но теперь Москве придется выработать и новую позицию по отношению к стремлению своих союзников в Центральной Азии заручиться военной и иной помощью США и их натовских союзников в деле обеспечения собственной безопасности.
Настоящий полковник! У него свой президент, и он слушает только его приказы…
Но закрытие "Манаса" не означает, что Бишкек намерен отказаться от сотрудничества с США в сфере безопасности. 14 августа в Бишкеке вице-премьер Киргизии Токон Мамытов принял двух сотрудников посольства США и представителя Центрального командования США. Киргизский чиновник поблагодарил американцев за помощь в строительстве восьми погранзастав и попросил их содействия в ремонте и строительстве казарм МВД. Те согласились рассмотреть эту просьбу, напомнив, что они уже ведут капитальное строительство еще 20 хозяйственных объектов для силовых структур Киргизии.
Разумеется, строительство казарм и погранзастав несоизмеримо с обещанной Россией Киргизии и Таджикистану помощью в модернизации их вооруженных сил, соответственно, в 1 миллиард и 200 миллионов долларов.
Но, во-первых, пока это еще только обещания… А во-вторых, их не следует рассматривать как некую благотворительность по отношению к союзникам по ОДКБ. Это вынужденная плата России за свою безопасность, и ее величина будет казаться тем меньше, чем больше в Москве будут пугать себя и других ростом афганских угроз после 2014 года.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции