Рейтинг@Mail.ru
Чужая жизнь советского авианосца - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Чужая жизнь советского авианосца

© REUTERS / StringerПервый китайский авианосец в доках порта Далянь, 22 сентября 2012, архивное фото
Первый китайский авианосец в доках порта Далянь, 22 сентября 2012, архивное фото
Читать ria.ru в
Дзен
Илья Крамник вспоминает 25-летнюю историю бывшего российского авианесущего крейсера "Варяг", а ныне – китайского "Ляонин", с которого сейчас стартуют китайские истребители.

Илья Крамник, военный обозреватель РГРК "Голос России", специально для РИА Новости.

Ровно 25 лет назад, 25 ноября 1988 года, на верфи Черноморского судостроительного завода был спущен на воду тяжелый авианесущий крейсер "Варяг".

Очередной корабль непрерывно меняющегося семейства "проект 1143 "Кречет", второй представитель этой линии, приспособленный для базирования и полетов самолетов с нормальным взлетом и посадкой, "Варяг" не стал тем, чем должен был бы стать. Программа военного кораблестроения, утвержденная советским военно-политическим руководством в середине 80-х годов, предусматривала наличие к 2000 году восьми авианесущих кораблей, и "Варяг" должен был стать шестым по счету.

Впрочем, "Варягом" он еще не был. 25 ноября 1988 года на воду был спущен ТАВКР (тяжелый авианесущий крейсер) "Рига" – и это первое имя досталось ему с плеча старшего брата – "корабля с тысячей имен", известного нам сегодня как "Адмирал флота Советского Союза Н.Г.Кузнецов". Заложенный под именем "Рига" еще в 1982 году, сегодняшний единственный российский авианосец после смерти генсека был переименован в "Леонид Брежнев", а в 1986 году, уже после спуска на воду и "развенчания застоя", был переименован в "Тбилиси". Исходное его наименование "Рига" уже присвоили главному герою нашей истории.

В 1990 году, когда "Рига" находилась уже у достроечной стенки, а "Тбилиси" проходил испытания, эти имена смотрелись уже "политически несвоевременно" – и в Грузии, и в Прибалтике громко говорили о независимости от Москвы. В итоге 1990 год стал годом массового переименования авианосцев. "Тбилиси" превратился в "Адмирала Кузнецова", а "Рига" стала "Варягом". Третьим кораблем, сменившим имя, стал уже находившийся в строю Северного флота "Баку" – он переименован в "Адмирал Горшков". О дальнейшей судьбе этих кораблей никто пока не мог и догадываться.

Флотское безвременье

Распад СССР повлек за собой стремительную деградацию флота, и авианосная программа пострадала быстрее и сильнее всех. Уже в 1992 году отменяется достройка атомного авианосца "Ульяновск", приостанавливаются работы на почти готовом "Варяге". В следующем, 1993 году, на консервацию отправляются три из пяти находящихся в строю авианесущих крейсеров – "Киев", "Минск" и "Новороссийск". В 1994 году "к стенке" встает и "Адмирал Горшков".

Примерно в это же время становится окончательно ясно, что Россия не будет достраивать "Варяг", несмотря на жаркие дискуссии по этому поводу: сторонники достройки авианосца даже организовали посещение корабля премьер-министром России Виктором Черномырдиным. Не исключено, что точку в судьбе "Варяга" поставило принятое Борисом Ельциным решение о достройке атомного ракетного крейсера "Юрий Андропов" (ныне известен как "Петр Великий"). Денег на второй крупный корабль, да еще строящийся украинским предприятием, в бюджете уже не было.

Судьба списанных авианосцев оказалась схожей. Довольно быстро были проданы за рубеж три из четырех советских авианесущих крейсера первого поколения (предназначавшихся для самолетов вертикального взлета и посадки) – "Киев", "Минск" и "Новороссийск". "Киев" ушел в КНР, "Минск" и "Новороссийск" – в Южную Корею. Первому советскому авианесущему крейсеру повезло больше остальных – сегодня ТАВКР "Киев", сохранивший на борту свое имя, стал частью военно-морского музея в Тяньцзине. На "Минске", который хотели превратить в плавучий развлекательный центр, бизнес не пошел, а "Новороссийск" был разрезан "на иголки".

В 1998 году зарубежный покупатель нашелся и на "Варяга". Агентом со стороны КНР выступила фирма Chong Lot Travel Agency Ltd, официально собиравшаяся перестроить авианосец в плавучий развлекательный центр.

В 2000-2002 году корабль долго и с различными приключениями буксировали в Китай, где он встал на верфь в Даляне. Довольно быстро стало понятно, что "Варяг" может стать чем угодно, но развлекательного центра на борту не будет.

Братья-противники

Начиная с 2005 года большинство военно-морских экспертов уже не сомневались, что Китай намерен использовать бывший советский авианосец в военных целях. Jane`s Fighting Ship назвал предположительное новое имя корабля – "Ши Ланг" и бортовой номер "83". Официальное китайское подтверждение того, что экс-"Варяг" будет использоваться как авианосец, прозвучало в 2011. В этом году корабль впервые в своей истории вышел в море своим ходом.

В состав ВМС НОАК (Народно-освободительная армия Китая) новый авианосец вошел 25 сентября 2012 года под именем "Ляонин", получив бортовой номер "16". Вскоре с палубы авианосца начались испытания китайских истребителей J-15, созданных по образу и подобию советского самолета Су-33 – палубной версии Су-27.

Свой 25-летний юбилей "Ляонин" встречает в ранге одного из самых перспективных кораблей китайского флота, открывающего дорогу к дальнейшему развитию палубной авиации в этой стране. И по иронии судьбы одним из его главных противников в ближайшие десятилетия может стать его "старший брат" – 16 ноября 2013 года переданный ВМС Индии авианосец "Викрамадитья", бывший "Адмирал Горшков", бывший тяжелый авианесущий крейсер ВМФ СССР "Баку".

Противопоставление "Ляонина" и "Викрамадитьи" стало одним из самых популярных предметов спора на военно-морских форумах. Более крупный и несущий тяжелые истребители "Ляонин", по мнению многих, должен иметь преимущество, однако сомнения в возможностях китайской копии Су-33 и отличные, судя по имеющейся информации, характеристики МиГ-29К и его вооружения как минимум нивелируют это превосходство. Вдобавок, меньшие размеры МиГ-29К в данном случае позволяют уравнять численность авиагрупп, несмотря на большую площадь ангарной палубы "Ляонина". Нельзя сбрасывать со счетов и непрерывный с 1961 года опыт Индии в эксплуатации авианосцев, тогда как для КНР это первый подобный корабль.

Судьба "Ляонина" и "Викрамадитьи" особенно интересна в контексте процессов, происходящих в других странах индо-тихоокеанского региона. Военно-морские программы лидеров (США, Китая, Индии, Японии) и небольших стран говорят о том, что в ближайшие 20-25 лет уровень военно-морского соперничества в регионе резко возрастет.

Свои планы есть и у России, которой в ближайшие 10 лет предстоит почти полностью обновить Тихоокеанский флот. Какую роль в истории региона сыграют два бывших советских авианосца, волей судьбы оказавшиеся во флотах двух соперничающих держав – можно только гадать. Скучно, впрочем, не будет в любом случае.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала