ВЛАДИВОСТОК, 23 ноя — РИА Новости, Константин Васильев. Шаира Улашева стала известна не только в Приморье, но и по всей России после инцидента во владивостокском роддоме, на крыльце которого она чуть не родила. Эта история вызвала широкий общественный резонанс и бурное обсуждение в интернете. Накануне отъезда мигрантки из Владивостока корреспондент РИА Новости нашел ее в недостроенном доме и узнал, как она живет и действительно ли собирается возвращаться на родину.
На следующий день мигрантка с новорожденным сбежала из роддома, но была найдена в подвале еще с двумя детьми. Выяснив, что у Улашевой просрочена регистрация в России, суд вынес постановление о ее выдворении из страны.
Дом, открытый всем ветрам
Найти дом, где живет Шаира, оказалось непросто. На этой улице в пригороде Владивостока всего несколько зданий имеют свои номера — остальные еще строятся. Отовсюду слышатся звуки пилы и разговоры на незнакомом языке. Из рабочих нет ни одного со славянским типом лица. Чтобы найти мигрантку, пришлось обратиться к строителям.
"Вы не знаете, где этот адрес?" — спрашиваю я. "Вот, — показывает на строящийся через дорогу дом один из рабочих. — А вам кто нужен? Хозяин дома? Его сейчас нет, там цыгане живут".
Пройти на участок строящегося трехэтажного коттеджа оказалось несложно. Калитка открыта, да и кирпичный забор стоит только с одной стороны. Вокруг дома, как на всякой стройплощадке, — гравий, песок, куски деревянных брусьев и железки вперемешку с обычным хламом.
"Ребята, а Шаира здесь живет? Можете позвать ее?" — спрашиваю я, и мальцы кидаются в дом звать, как выяснилось, свою маму. Выглянув из-за двери, показывается Шаира — на ней поношенный халат до пола и летние тапочки.
Увидев фотоаппарат у меня на шее, она первым делом просит ее не снимать: "Не надо больше. Хозяин уже ругаться будет". Судя по всему, речь идет о хозяине участка, на котором пока еще живет гражданка Узбекистана.
"Вот буду уезжать, тогда снимайте на вокзале на память. Всех приглашаю", — говорит она, пытаясь улыбнуться, хотя настроение у нее явно не радостное.
Домой по шпалам
Уехать из страны, пока в самостоятельном порядке, Улашевой предписал суд около двух недель назад. На сборы осталось всего два дня: в понедельник, 25 ноября, сотрудники УФМС придут проверять, как она исполнила предписание.
Вернуться на родину Шаира собирается на поезде, так как на самолет с грудным ребенком ей нельзя. Билет должен купить муж, который находится в Приморье легально и работает по патенту у частника. Но на какое число ему удастся взять билеты, она пока не знает.
"Как получится. Он много работает, времени съездить в город нет. Очень сложно даже эти билеты купить. А я здесь весь день сижу. Никуда не хожу. В городе без регистрации полиция может забрать, а у меня же дети", — объясняет Шаира, кивая в сторону резвящихся мальчиков.
Несмотря на суровую обстановку, мальчишки, похоже, чувствуют себя превосходно. Смеются, гоняются друг за другом и прячутся от объектива за старым диваном, который, видимо, служит им главным укрытием во всех играх.
Глядя на них, понимаешь, что им действительно повезло, что они не бывают в самом Владивостоке, что их там не задерживала вместе с матерью полиция и что они не оказывались в изоляторе. "Ну что, ребята, домой собираетесь ехать, в Узбекистан?" — спрашиваю их. "Да. Там будем жить", — отвечают они.
Будут билеты — будет дорога
На мой вопрос, почему она осталась без регистрации и медицинского полиса, Шаира пожимает плечами и отвечает очень коротко: "Ну, вот так вышло… не сделали". Почему так вышло — не говорит. Может быть, помешали какие-то обстоятельства, а может, просто не посчитала это важным.
Чем дольше мы разговариваем, тем больше она старается уйти от ответов. Такого внимания к себе, которое она испытала за последние две с половиной недели, мигрантка никак не ожидала, и ей это явно в тягость. В конце концов она замечает, что ей надо возвращаться к младшему ребенку, и оставляет меня перед закрытой дверью.
Я не настаиваю. Под конец мне удалось спросить о планах ее мужа. Поедет ли он за ней обратно на родину, пока неизвестно. Вроде бы и собирается, но как и когда — еще не решали. Сейчас для них главное — успеть взять билеты. Если все пойдет по плану, уже в понедельник женщина вместе с тремя детьми покинет Приморье.
При этом ни сама Шаира, ни кто-либо другой сейчас не сможет сказать наверняка, не вернется ли вскоре она к мужу в Приморье, не найдет ли такое же укромное место для житья и не забудет ли опять про регистрацию и медицинскую страховку.