Рейтинг@Mail.ru
Алексей Баталов. Положительный актер на все времена - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Алексей Баталов. Положительный актер на все времена

Читать ria.ru в
Дзен
Играет работягу, а выходит интеллигент. Юрий Богомолов размышляет о феномене Алексея Баталова.

Алексею Баталову на днях исполнилось 85. Возраст солидный. Но это повод не только поздравить актера, сказать все причитающиеся ему комплименты и пожелать здоровья… Такой возраст и такая насыщенная творческая биография, как у Алексея Владимировича Баталова, располагает к тому, чтобы попытаться определить его место в истории нашего кинематографа. И, к слову, в истории нашего общественного мнения.

Алексей Баталов
Алексей Баталов. Голос ежика в тумане
Общественное мнение – такое существо… Оно привередливо. Не каждого даже очень знатного, необыкновенно популярного артиста готово оно признать своим полномочным представителем или взять его в доверенные лица.

В 30-40-е оно было более снисходительным. Да и выбор был широким: Крючков, Андреев, Олейников, Бернес, Чирков, Переверзев. Все они – социально основательные, характерные и легко опознаваемые приметы своего времени. Все они – его символы.

После войны время изменило свой ход; советский социум утратил былую однородность, а с ней и целостность. Пошел процесс его фрагментации. Тогда-то и обозначился запрос на рефлексирующего интеллигента, который, впрочем, не вдруг оказался удовлетворенным.

***

Алексей Баталов в фильме Девять дней одного года
Биография Алексея Баталова
Молодой герой молодого артиста Баталова, его тезка Алеша из "Большой семьи" Иосифа Хейфица – из рабочих. На дворе 1954-й год. Страна все еще приходит в себя от потери крови во Второй Мировой войне. Индивид едва начинает осознавать свою отдельность и свою неподдельность. Едва начинает отличать свое "я" от сплоченного "мы". Это движение умов в 50-х годах потом будет названо "оттепелью". Фильм Хейфица – одна из первых ее ласточек.

Роман Всеволода Кочетова "Семья Журбиных", который лег в основу фильма, – вполне себе кондовое соцреалистическое сочинение: масса положительных персонажей, каждый передовик и ударник труда, хороший семьянин, верный товарищ, завидно устойчивый в моральном отношении.

Устойчивы, но не без исключения. Потому как даже советская рабоче-крестьянская семья не без урода.

Уродом в "Большой семье" назначен директор клуба из потомственно порочных интеллигентов. И еще есть там какой-то умник, тоже очень ненадежный советский человек. Его играет Павел Кадочников. Впоследствии писатель Кочетов в своей патологической ненависти к так называемой прослойке дойдет до степеней известных.

© Ленфильм (1954)Кадр из фильма "Большая семья"
Кадр из фильма Большая семья

Режиссеру, однако, удалось найти в "Журбиных" живую струнку. Это как раз и есть Алеша Журбин, который предстал на экране интеллигентным рабочим, то есть интеллигентом в первом поколении. Он уже умеет смущаться, сомневаться, задумываться.

Это сейчас кажется ничтожной малостью, а тогда, на фоне казенной риторики, бравурного кинематографа типа кинооратории "Сказание о Земле сибирской", каждая лирическая мелодия и просто естественная житейская интонация находили живой отклик в душе зрителя.

В следующей картине Хейфица, в "Деле Румянцева", персонаж Баталова опять работяга. Но опять же – интеллигентный. То есть патологически совестливый.

Марк Донской, снимая новую версию горьковской "Матери", приглашает на роль Павла Власова Алексея Баталова, племянника Владимира Баталова, сыгравшего эту же роль в классике мирового кинематографа, пудовкинской "Матери".

Какие же это разные получились Павлы! У Пудовкина – суровый, жесткий, целеустремленный революционер. В Павле Донского почти ничего и не осталось от пролетарского происхождения. Герой Алексея Баталова – революционер не по инстинкту, хотя бы и классовому, но по сознанию. И кажется, что по воспитанию.

Сегодня, оглядываясь на те годы, понимаешь: советский режим был снедаем комплексом своей неинтеллигентности. И кино, как могло, старалось его изжить. Чтобы прочувствовать это, довольно припомнить "Весну на Заречной улице". В частности, ту сцену, где учительница слушает по радио Первый концерт Чайковского, а влюбленный в нее разбитной работяга не смеет нарушить сеанс эстетического восторга предмета своей страсти.

Ну, а дальше роль скромного, корректного, совестливого героя с сокровенной человечностью прочно закрепилась за Баталовым. Он – Борис Бороздин в "Летят журавли", Владимир Устименко в фильме "Дорогой мой человек".

С тем же комплексом очевидно был связан острый интерес в ту пору советских мастеров кино и театра к Чехову, который считался эталоном деликатности.

И видимо, не случайно в пролетарии Власове-Баталове мерцали черточки чеховского интеллигента. Но тогда столь же не случайно Иосиф Хейфец, увлекшись идеей экранизировать "Даму с собачкой", пригласил Алексея Баталова на роль Гурова, человека, терзавшегося пошлостью среды, в которой он от начала и до конца своей жизни обречен был вращаться.

Примерно в это же время взошла звезда еще одного артиста, коему назначено было судьбой воплощать образы и характеры интеллигентов – Иннокентия Михайловича Смоктуновского. Правда, то был интеллигент несколько иного склада. Интеллигент, поглощенный глубинными основаниями неправедного устройства мира. Человек не от мира сего. И как никому другому как ему по его таланту, по его способностям и возможностям пришлась роль Гамлета. Сначала Гамлета как трагедии в одноименной пьесе Шекспира, а затем – как фарса в фильме Рязанова "Берегись автомобиля".

Встретиться двум самым репрезентативным советским интеллигентам довелось на экране у Михаила Ромма в "Девяти днях одного года". Оба играли романтиков, но с существенными отличиями. Куликов Смоктуновского – интеллектуал с напущенным на себя цинизмом. Гусев Баталова – рыцарь научного прогресса, которому должна быть без остатка подчинена вся жизнь. Оба были правы. Оба оказались в неопределенном положении.

Смоктуновскому привелось копнуть сей мир еще глубже; он сыграл Иудушку на сцене МХАТа.

Баталов отыграл предписанную ему самой судьбой роль Голубкова в "Беге". Но предварительным итогом для него стала роль слесаря Гоши в фильме "Москва слезам не верит".

Играл опять работягу, а вышел снова потомственный интеллигент. И вышел он потому всеми любимым, что актер вкупе со сценаристом и с режиссером сыграл заветную мечту многих об асоциальном укладе общества. Такого общества, в котором человеческие отношения людей не зависят от их социальных положений и специальностей.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала