МОСКВА, 22 ноя — РИА Новости, Елена Чишковская. Постановка оперы "Пиковая дама" Чайковского, премьера которой пройдет в московском театре "Новая Опера" 29 ноября, заставит героев стать участниками самых трагических событий российской истории ХХ века, в том числе блокады Ленинграда и бала у Сталина в честь 100-летия со дня смерти Пушкина, рассказал РИА Новости режиссер спектакля Юрий Александров.
Постановку "Пиковой дамы" в "Новой Опере" осуществили режиссер Юрий Александров, художник Виктор Герасименко, дирижер Александр Самоилэ, хормейстер Наталья Попович.
Смена фокуса
Как рассказал Александров, зрители увидят концептуальный спектакль, далекий от традиционных трактовок произведения. "Мы знаем из писем Чайковского, что он сильно переживал драму, разворачивающуюся в этом сочинении, его преследовали мистические образы, он плакал ночами, — поведал режиссер. — Перенести это в зрительный зал, чтобы публика не просто оценивала эпоху, звучание певцов, а погрузилась в это состояние, было моей задачей. А поскольку состояния и чувства не подвластны времени, я позволил себе раздвинуть временные рамки".
Он отметил, что "Пиковая дама" — чисто российский спектакль, поэтому действие происходит в нашей стране на протяжении всего XX столетия. Персонажи пройдут через основные вехи трагической жизни России.
Начнется история в 1913 году, затем последует Первая Мировая война (в сцене у Лизы молодые девушки-сестры милосердия — переживают ужасы войны). Бал из третьей картины будет проходить в Кремле у Сталина — это 1937 год, празднование 100-летия со дня смерти Пушкина. Сцена Графини переместится в коммуналку. Пятая картина в казарме, где Герман поет о призраках умерших, станет символом блокады Ленинграда. Сцена Лизы, ожидающей Германа для последнего объяснения, перенесется в 1953 год. Это будет олицетворение той боли, которую испытывали многие женщины, ожидавшие возвращавшихся из сталинских лагерей мужчин. Наконец, последняя картина представит наше время — "пустое, бессмысленное, картежное".
"Это не история про любовь и карты, это история про человека в России, — пояснил Александров. — Про человека с богатой душой, с большой потенцией, который не смог реализоваться и погиб. Внутренне я посвящаю свой спектакль 400-летию Дома Романовых".
Он добавил, что это очень личностная история, однако же, основанная на великой музыке Чайковского, в которой не было изменено ни одной ноты, но трагические точки, которой усиливаются благодаря новым обстоятельствам.
Преображения знакомцев
В них по-новому раскроются и сами герои. Так, Герман мыслится режиссером как "русский архетип" — человек, сеющий смерть, несмотря на все свои замечательные качества.
"Это не пупсик с косичками в камзольчике, — подчеркнул Александров. — Это человек, который борется с собой и своим окружением во имя идеи, которая недостижима".
Создатель спектакля пообещал, что действием будет наполнена вся опера. Даже интермедия "Искренность пастушки" не остановит его, поскольку участниками пасторали будут главные герои.
"Я надеюсь, что со зрителями у меня завяжется диалог, — резюмировал Александров. — Я предполагаю очень сильные реакции зала, и мне этого хочется. Моя задача, чтобы это тронуло публику, это самое главное. И я уверен, что у спектакля будет своя публика, которая приходит в театр не только за верхними нотами, но и за смыслом".