МОСКВА, 21 ноя – РИА Новости, Дмитрий Виноградов.
Что такое компьютерные игры – проверенный способ потратить время, деньги и потерять здоровье? Или перспективное занятие, способное сделать геймера богатым и знаменитым? За ответом на этот вопрос спецкорр РИА Новости Дмитрий Виноградов пошел на Гранд-финал чемпионата СНГ по киберспорту – Techlabs cup, с общим призовым фондом в 300 тысяч долларов.
Разница между геймером и профессионалом
Темное подвальное помещение. Матерящиеся тинейджеры отчаянно режутся за компьютерами и так злобно кричат друг на друга, что кажется: сейчас сорвутся с мест и начнут бить друг друга стульями. Или – модный ночной клуб с удобно оборудованными компьютерными местами и многотысячная аудитория, наблюдающая за игрой на огромных экранах.
Разница между этими двумя площадками такая же, как между дворовым футболом и Лигой чемпионов. Именно так соотносятся профессиональный киберспорт и обычное геймерство, говорит Алексей Бурдыко, гендиректор чемпионата СНГ по компьютерным играм Techlabs cup, который проходил в московском клубе Stadium Live.
В компьютерные игры играют миллионы. А делают их своей профессией и зарабатывают в лучшем случае сотни.
Приглушенный свет и громкая музыка, полуголые девицы-промоутеры с подарками от спонсоров, профессиональные комментаторы и автограф-сессии с поклонниками – это антураж профессионального турнира по компьютерным играм. Изнурительные многочасовые тренировки остаются за кадром.
Первенство СНГ проводится в пять этапов. Сначала четыре отборочных турнира в разных столицах бывших советских республик, а потом Гранд-финал в Москве, в котором встречаются четыре команды. Турнир проходит по четырем разным дисциплинам, то есть играм. Призеры в каждой игре получают по 10-15 тысяч долларов на команду.
В пяти турах Techlabs cup разыгран призовой фонд в 300 тысяч долларов. Этот бюджет формируется за счет спонсоров – производителей компьютеров и игр. Поддерживая фестиваль, они поддерживают и интерес к своей продукции: инвестиции в рекламу возвращаются в многократном размере.
Геймеры – огромный рынок с большим потенциалом. Так, по оценке Анастасии Косипатовой, представителя одного из спонсоров Techlabs cup, в России несколько миллионов геймеров. В многопользовательской игре World of Tanks, например, только в странах СНГ зарегистрировано 30 миллионов пользователей – разной степени вовлеченности, конечно.
Не хуже большого тенниса
24-летний Кирилл Карасев – один из тех, кому удалось осуществить переход в лигу профессионалов. Сейчас он выступает за команду Астана Dragons, которая на соревнованиях в Москве в жестком противостоянии одолела в "стрелялку" Counter-Strike другую звездную команду – украинскую Na`Vi. Теперь "Драконы" увезут домой чек на 10 тысяч долларов.
Астана Dragons – это новый суперпроект из Казахстана. Вернее, в Казахстане живут учредители и спонсоры команды, а казахстанец в команде один. Остальные – россияне и украинцы, в этих республиках киберспорт развит пока лучше.
Несколько месяцев назад "Драконы" перекупили Кирилла из другой прославленной команды, российской Virtus.pro – традиции в киберспорте такие же, как в футболе, только гонорары пока пониже. А бизнес-схема простая: сначала вложить деньги в игроков, потом "отбить" их на призовых выплатах и контрактах со спонсорами.
На профессиональном уровне Кирилл играет уже семь лет. РИА Новости он рассказал, как устроены будни профессиональных киберспортсменов.
Организована работа команды на уровне – менеджеры сняли для ребят 5-комнатную квартиру в Киеве, в которой стоят пять компьютеров (по числу членов команды). Почему в Киеве? Здесь дешевле недвижимость, а скорость интернет-соединения выше. Каждый день парни тренируются – с двух часов дня до двух часов ночи.
"Утро я провожу с женой и дочкой. Потом тренироваться", – рассказывает Кирилл. В общем, киберспорт – это полноценная и настоящая работа.
Супруга относится к геймерству Кирилла, как он утверждает, терпимо. "Мне приходится доказывать ей, что это серьезная работа. Впрочем, мои успехи говорят сами за себя", – говорит Кирилл.
И действительно, за работу в Астана Dragons ребята получают зарплату – обычно она на уровне 1-2 тысяч долларов в месяц плюс призовые.
"В детстве я профессионально занимался большим теннисом. Могу сказать, что эмоции, которые приносит киберспорт, ничем не хуже. Для меня киберспорт – это способ доказать другим, что ты в чем-то лучше", – объясняет Кирилл.
"Посовещавшись с родителями, решил не поступать в вуз"
В главных конкурентах "Драконов" из Астаны – культовая Na`Vi (от Natus Vincere – "рожденные побеждать" с латинского, одновременно название отсылает к названию племени из фильма "Аватар"), за нее играют украинцы и москвичи.
21-летний "нави" Антон Колесников живет в Москве, а с ребятами тренируется через интернет. Киберспорт поглотил его целиком. "Я учусь на четвертом курсе в МЭСИ. Вернее, числюсь – давно там не появлялся", – говорит молодой человек.
Вместо учебы последние семь лет он занимается киберспортом. Это увлекает больше. В перерывах между играми парень вместе с друзьями по команде раздает автографы. К Na`Vi выстроилась длинная очередь фанатов, в основном таких же геймеров, только не достигших профессионального уровня.
"Родители, конечно, раньше относились отрицательно, но когда стал зарабатывать нормальные деньги, изменили отношение", – говорит Антон.
Коллега Антона по команде – Данила "Зевс" Тесленко из Харькова. Это крепкий высокий парень в бейсболке и футболке на несколько размеров больше – Зевс больше похож на баскетболиста, чем на человека, который проводит свою жизнь за монитором.
Даниле 26 лет, у него жена и ребенок. В институт после школы решил не поступать. "У нас в Харькове не так много хороших институтов, работу после них не так просто найти. Посовещавшись с родителями, я решил сосредоточиться на киберспорте, – рассказывает он. – А закончить вуз всегда успею".
Вместо продолжения учебы сразу после окончания школы Данила полетел на соревнования в Сингапур – для большинства его сверстников это что-то из области фантастики.
Киберспортом Зевс занимается с 15 лет. За свою карьеру заработал "200-300 тысяч долларов" – например, он четырехкратный чемпион мира по Counter-Strike.
Впрочем, не надо думать, что все эти деньги пошли в карман Зевса – часть растворилась в бюджете команд, за которые он выступал, пошла на оплату билетов на соревнования и так далее. На заработанные в киберспорте деньги он купил машину (Ауди А6), снимает квартиру.
Перед каждыми соревнованиями Na`Vi собираются на 10-дневные сборы – все как у профессиональных футболистов. "В киберспорте очень высокая конкуренция. Если не будешь сосредоточен и профессионален, если не будешь постоянно заниматься, то проиграешь", – говорит Зевс.
Впрочем, в последнее время Тесленко все чаще начал задумываться о том, чтобы какое-то образование все-таки получить, да и вообще от киберспорта он несколько устал – месяц назад Данила даже сложил с себя полномочия капитана команды. "Может быть, поступлю в театральный или стану журналистом", – рассуждает он.
Вторая реальность
Насколько геймерство может быть профессией, которой стоит посвятить всю свою жизнь, сделать в ней карьеру?
Сами киберспортсмены свидетельствуют: обычно геймеры профессионально играют до 25-30 лет. Потом наступает усталость, желание заняться более стабильным и солидным делом, да и реакция падает.
Впрочем, многие киберспорт не покидают – становятся менеджерами или организаторами соревнований, просто торгуют компьютерным "железом". Наработанные за годы геймерства связи, дружбу с одноклубниками очень легко конвертировать в какой-нибудь смежный бизнес.
Энергичный, преуспевающий 40-летний Андрей Носков, непохожий сейчас на "типичного геймера в растянутом свитере", когда-то был профессиональным кибер-спортсменом. На встречу с корреспондентом РИА Новости он приезжает на дорогом "Ягуаре". Ныне Носков – владелец кабельного телеканала cyber-game.tv, посвященного компьютерным играм, а также собственной команды The RED, играющей в World of tanks ("Мир танков") и некоторые другие игры.
"Для нас игровая реальность – это просто вторая реальность, не менее реальная, чем первая. Статус в ней не менее важен, – пытается объяснить Андрей. – Со стороны может казаться странным, что за картинку в формате gif кто-то готов заплатить столько же, сколько за настоящий автомобиль. Но внутри игровой реальности это кажется логичным".
Повзрослев, Андрей стал спонсировать собственную киберкоманду. Ему принадлежит бренд The RED – это один из самых влиятельных игровых кланов. Андрей платит зарплату топовым игрокам. Пока, впрочем, расходов больше, чем доходов – к счастью, у Андрея есть еще и собственный рекламный бизнес.
Клан организован по принципу профессиональной армии. Все члены клана делятся на полки – 22 полка по 100 человек в каждом. В каждом полку – свои командиры и координаторы. В клане есть система виртуальных военкоматов, которая "вербует" новых сторонников. Самые лучшие игроки клана получают приглашение войти в одну из "топовых" команд – то есть команду, которая будет биться за The RED на соревнованиях. Член команды получает зарплату, а вместе с ней почетную обязанность каждый день являться на тренировки по три часа в день.
"Пальцы и реакция у меня уже не такие как у 20-летнего парня, так что передо мной стоит выбор: либо уйти из этой индустрии, либо вкладывать время и деньги и чувствовать свою сопричастность. Я не могу так играть, как топовые игроки, но сопричастность мне доставляет удовольствие", – объясняет владелец клана The RED.
Впрочем, призы от соревнований мирового уровня, спонсорские деньги и продажа символики позволят со временем выйти на самоокупаемость, надеется он.
Не опоздай на рейд
Одним компьютерные игры помогают в социализации и достижении успеха. Других они приводят к результату прямо противоположному.
Андрей Носков, например, уверен, что люди, которые умеют чего-то добиваться в играх, вполне успешны и в реальной жизни. В подтверждение он перечисляет участников своей команды: крупный чиновник из важного министерства, бизнесмен, хозяин бара, сотрудница хосписа – все люди разносторонние, но все состоявшиеся.
"Компьютерные игры учат быстроте реакции, дисциплине, командному духу, – объясняет Андрей. – Алкоголь вообще никто употребляет, потому что всего бокал вина – и реакция уже не та".
Хозяин The RED рассказывает, как он сам "добивался поставленных целей" в виртуальном мире. "У меня была цель – звание верховного вождя (High Warlord) в игре World of Warcraft (одна из самых популярных многопользовательских игр в мире, – РИА Новости). В один прекрасный день я просто понял, что хочу им стать".
Чтобы получить это звание, надо безвылазно играть полгода. Причем сложность заданий постоянно повышается, а времени на их выполнение нужно все больше. Последние пару месяцев в игре надо проводить вообще уже все время.
Чтобы ничто ничего не отвлекало, Носков полетел в Турцию, поселился в отель, пришел к системному администратору и попросил его провести в номер хороший интернет. "Мы специально тестировали скорость, чтобы связь не обрывалась", – рассказывает Андрей.
В Турцию он привез с собой дочку, она гуляла с няней и купалась в море, а Андрей почти круглосуточно сидел в "рейдах". Звание он получил.
"Зачем тебе звание, полученное в виртуальном мире?" – пытается понять корреспондент РИА Новости. "Для меня оно не менее реально, чем статус в реальном", – пытается объяснить Андрей Носков.
Кем бы ты ни был – чиновником или занятым бизнесменом – в назначенное время должен явиться на тренировку или на "рейд", то есть на операцию, которую в виртуальной матрице начнет твоя команда. Не явишься вовремя – оставишь команду без бойца.
Во время рейда нельзя отлучаться из-за компа ни в туалет, ни поесть. И только когда в наушниках раздается команда "био", все одновременно выходят из игры и отправляются по своим надобностям.
"Вы не представляете, какое это чувство локтя. Причем с людьми, которых ты даже, может быть, не видел. Идем в рейде и переговариваемся. Один говорит: "Ой, у меня внук проснулся". А второй: "Блин, уже поздно, а мне завтра в школу". А если ты по жизни дерьмо и со всеми ругаешься, то тебя в следующий рейд просто не возьмут", – объясняет Носков.
Геймер или игроман?
К многотысячным гонорарам и славе, к исполнению мечты любого тинейджера – сделать хобби своей профессией – приходят единицы. Большинство так и остается на уровне грязных или не очень грязных подвалов игровых клубов, тратя на игру время, украденное у сна, у работы или учебы.
Известный психотерапевт, специалист по подростковой психологии Константин Ольховой объяснил РИА Новости, в каком случае родителям стоит бить тревогу.
"Говоря о компьютерных играх, как и о любом продукте цивилизации, будь то алкоголь или еда, можно говорить об употреблении или злоупотреблении. Если люди тратят на компьютерные игры всю жизнь, играя по 14-16 часов и теряя связь с цивилизацией, то это злоупотребление. Если увлечение человека, будь то хобби или алкоголь, мешает самому человеку или окружающим, если происходит срыв адаптации, страдает семья, близкие, работа, то можно говорить о расстройстве", – предупреждает эксперт.
Кто же находится в группе риска? Игроманы – это чаще всего внушаемые люди, не уверенные в себе.
"Они соскальзывают в параллельную реальность, будь то игровая или алкогольная, наркотическая", – рассказывает Ольховой. При этом мужчины больше подвержены подобным расстройствам, нежели женщины: "В современной цивилизации очень трудно в реальности помахать мечом или пострелять из автомата. Убегая в игры, люди компенсируют нехватку мужских ролей, как они им представляются. Убегают от серых скучных будней".
Плохая новость для игроманов еще и в том, что конвертировать игроманию в успехи в киберспорте невозможно.
"У аддиктивной личности достаточно слабая воля, – говорит Константин Ольховой, – а чтобы пробиться в киберспорте, воля к победе, конечно, нужна. Те, кто идет в профессиональный киберспорт – не игроманы, им просто нравится играть и достигать успехов".