Когда астронавты впервые побывали на поверхности Луны, они столкнулись с крайне неприятными свойствами лунной пыли. Ее острые частицы "цеплялись" ко всему, чего касались, вызывали перегрев научных приборов, а астронавт Харрисон Шмитт, случайно вдохнувший пыль, стал первой жертвой лунной аллергии.
![Детектор лунной пыли, установленный на одном из приборов, оставленных на лунной поверхности (коробочка на левом углу) Детектор лунной пыли, установленный на одном из приборов, оставленных на лунной поверхности (коробочка на левом углу)](https://cdnn21.img.ria.ru/images/97861/94/978619455_0:0:2048:2032_768x0_80_0_0_99b2845215c0ab966e269fb89d11c3cf.jpg)
Австралийский физик Брайан О'Брин (Brian O'Brien) предложил в рамках программы "Аполлон" провести эксперимент по изучению лунной пыли — к ряду приборов, которые оставляли на Луне астронавты, присоединили солнечные ячейки размером со спичечный коробок и весом около 300 граммов с разным уровнем защиты от жесткого излучения. Измеряя ток от этих солнечных элементов, ученые могли определить, как быстро лунная пыль оседает на их поверхности, а различия в защите позволяли вычесть "вклад" деградации самих ячеек от рентгеновского и ультрафиолетового излучения.
Анализ "потерянных и обретенных" данных показал, что за год на каждом квадратном сантиметре поверхности осаждается около 100 микрограмм лунной пыли, это значит, что за год на площади, равной баскетбольной площадке, соберется около 450 граммов пыли. О'Брин отмечает, что накопление пыли оказывает на солнечные батареи более существенное воздействие, чем солнечная радиация и частицы высоких энергий.
"Хотя солнечные элементы становятся все более устойчивыми для радиации, их никак нельзя сделать более устойчивыми против пыли. Это будет проблемой для будущих лунных миссий", — говорит коллега О'Брина Моника Холлик (Monique Hollick), слова которой приводятся в сообщении Американского геофизического союза.
По мнению О'Брина, расхождение поможет преодолеть гипотеза "пылевой атмосферы" вокруг Луны. Согласно этой гипотезе, солнечный ультрафиолет во время лунного дня выбивает электроны из пылевых частиц, за счет чего они приобретают положительный заряд, а на ночной стороне электроны солнечного ветра сталкиваются с частицами пыли и сообщают им отрицательный заряд. В результате на границе смены дня и ночи электрические силы заставляют частицы "левитировать". Свечение левитирующей пыли наблюдали астронавты с борта "Аполлонов", а теперь исследовать это явление начинает зонд LADEE.