МОСКВА, 19 ноя — РИА Новости. Выставка "Реквием". К истории "Руси уходящей", посвященная самому масштабному, но так и не реализованному в полном объеме проекту советского живописца Павла Корина, откроется в Москве Третьяковской галерее на Крымском валу в пятницу, сообщает пресс-служба музея.
"Сама экспозиция предполагает не традиционное выставочное пространство, а пространство-проект. Это соответствует нашей идее, потому что мы подходим к "Реквиему" не как к законченному или незавершённому произведению Корина, а как к особому художественному проекту, которым он занимался на протяжении практически всей жизни", — рассказала РИА Новости куратор проекта, заведующая отделом живописи ХХ века ГТГ Наталья Александрова.
По ее словам, на выставке можно увидеть длившуюся три десятка лет подготовительную работу к огромному полотну "Русь уходящая" — около 30 живописных портретов, записные книжки, зарисовки и архивный фотоматериал. Центральное место в экспозиции займет масштабный — больше картины Александра Иванова "Явление Христа народу" — холст, на который так и не был нанесен ни один красочный мазок. Но, как говорит собеседница агентства, "чистота холста — вопрос спорный, поскольку имеется многочисленный материал, что Корин над ним постоянно работал".
"Это было не создание картины, а своеобразной работой над объектом: он заказывал подрамник, который сам по себе является художественным произведением, придумывал конструкцию фиксации холста под определенным углом наклона, разработал вместе с мастерами Академии Художеств высокие лестницы, которые позволяют работать сидя на самом верху у этой картины. Он постоянно занимался грунтовкой холста — перешкуривал его, перегрунтовывал. Сам холст является невидимым, но все-таки полем воздействия его рук", — пояснила она.
Она рассказала, что дизайнер проекта, архитектор Юрий Аввакумов, задумал показать холст не традиционно висящим на стене, а помещенным в выставочное пространство таким образом, чтобы зритель мог увидеть и его заднюю поверхность.
Корин, известный прежде всего полотном "Александр Невский", витражами на станции метро "Новослободская" и поздними портретами "суровом стиле", решил написать "Реквием" после прощания со скончавшимся патриархом Тихоном в 1925 году. Как признавался сам художник позже, за конкретным событием он увидел нечто большее — "церковь выходит на последний парад".
Композиция неоднократно изменялась, но тот факт, что она так и не была превращена в законченную картину, эксперт по живописи не считает творческим поражением художника, поскольку "сам процесс стал этим произведением".
В настоящее время дом-мастерская Корина на Большой Пироговской улице, где обычно экспонируются представленные на выставке произведения, закрыт на реконструкцию. Этот дом (бывшая прачечная), достался Корину в 1934 году благодаря хлопотам Максима Горького, который придумал для его "Реквиема" более подобающее для советского времени название — "Русь уходящая". После кончины художника, согласно завещанию и по воле его вдовы, дом вместе с работами Корина и собранной им коллекцией произведений искусства был в 1968 году передан Третьяковской галерее.