МОСКВА, 19 ноя — РИА Новости. Открытие новых станций Таганско-Краснопресненской линии московского метро "Жулебино" и "Лермонтовский проспект" дало неоднозначный эффект: с одной стороны, выиграли жители отдаленных районов, с другой стороны — проблемы на этой перегруженной ветке только усугубились, это признают и эксперты, и пассажиры.
Специалисты, опрошенные РИА Новости, сделали вывод, что продление существующих веток не решит проблему перегруженности столичной подземки — поможет только строительство дополнительного кольца и новых линий.
Как вырос пассажиропоток
По данным начальника столичной подземки Ивана Беседина, после открытия новых станций пассажиропоток Таганско-Краснопресненской ветки вырос на 10 тысяч человек, при этом на утренний "час пик" приходится всего около 1,5 тысяч человек. При этом сократилась нагрузка на "Выхино". Так, на станцию "Жулебино" ежедневно входит около 32 тысяч пассажиров, на "Лермонтовский проспект" — около 24 тысяч, а на "Выхино" — около 153 тысяч, а до открытия новых станций метро "Выхино" ежедневно принимало 185-186 тысяч пассажиров.
В поезд не войти
Почти сразу после открытия новых станций жители юго-востока столицы забили тревогу в соцсетях. Многие отмечают, что ничего хорошего они и не ждали.
"Не понимаю вообще логики, как может стать легче, когда они прибавили на самую загруженную линию еще 2 станции? Вагоны битком забивались уже на "Выхино", а теперь на "Выхино" они приезжают уже полузабитые из-за "Лермонтовского проспекта" и "Жулебино", — возмущается пользователь соцсети "ВКонтакте" Алексей Васильевич.
"Я еду от "Рязанского проспекта". До открытия новых станций можно было войти в первый или второй поезд. Сегодня только в пятый получилось зайти, на работу чуть не опоздала", — рассказывает пользователь соцсети Анастасия Левкина. Еще большие проблемы, как становится ясно из обсуждений, испытывают жители районов Кузьминки и Текстильщики — им приходится буквально штурмовать поезд.
Пассажиры пытаются сами найти решение проблемы. Например, один из пользователей советует не паниковать и вообще не пользоваться метро в час пик. Также он считает, что необходимо пускать пустые поезда от "Выхино", и надеется, что в метро следят за ситуацией и скоро именно так и поступят.
Сначала — помучайся
"Конечно, нам, жителям Жулебино, с открытием этих двух станций стало легче: мы и время экономим, и с большим удобством едем, раньше ведь приходилось пользоваться автобусом. Но вот тем, кто заходит на "Выхино", от этого явно стало хуже — там и раньше заходить было трудно, теперь для них — это ежедневное испытание. Когда лезут в вагон, доходит до драк", — рассказывает житель района Выхино-Жулебино Максим, который работает на "Полежаевской".
Это подтверждает житель подмосковного города Жуковский Сергей, который каждое утро садится в метро на "Выхино". "Стало очень тяжело. Теперь, чтобы попасть в вагон, нужно сначала хорошенько отмучаться и попотеть, пока пройдешь к турникету, а потом еще дольше простоять на платформе и зайти попытки с третьей-четвертой. На станции царит злоба и раздражение", — делится Сергей.
А вот для Леонида, который заходит в метро в Текстильщиках, изменилось немного. "Для меня — что раньше поезд приходил полностью забитый, что сейчас", — заключил он.
Корреспондент РИА Новости отправился в час пик на станцию "Жулебино". Действительно, ситуация на новом участке напряженная. На конечной станции "Жулебино" поезд в сторону центра стоит несколько минут — вагоны заполняются быстро: занимают все сидячие места, и люди уже стоят. Многие пассажиры, которые не успели сесть, остаются ждать на платформе, чтобы сесть в следующий поезд. На "Лермонтовском проспекте" число пассажиров удваивается. Апофеоз наблюдается на "Выхино", где вся платформа заполнена пассажирами, которые стоят в несколько рядов. Бывает, что в сторону центра прибывает поезд, и диспетчер объявляет, что посадки на него нет. К моменту подхода нового поезда скапливается еще больше народу. Толпа буквально штурмует вагон, с толкотней и почти дракой, при этом половине пассажиров не удается войти, а те, кто попал в вагон, прижаты друг к другу, как "селедки в банке".
На следующих станциях людей уже в несколько раз меньше, они уплотняют и без того спрессованную массу пассажиров. От "Текстильщиков" до "Пролетарской" пассажиры в почти не заходят. Первое облегчение наступает только на "Таганской", где примерно треть пассажиров выходит, но освободившиеся места сразу занимает почти такое же количество людей. Чтобы выйти на "Китай-Городе", готовиться пришлось уже на перегоне от "Пролетарской" до "Таганской".
Поможет только "третий контур"
"Пассажиропоток по идее не должен был увеличиться. Однако он увеличился. По-видимому, за счет тех, кто перешел с электричек. Многие ездили на электричках, теперь они предпочитают сразу садиться на метро", — предполагает председатель межрегионального общественного движения за права пешеходов Владимир Соколов.
"Но пока комфортность метрополитена в часы пик ниже среднего. Такие же проблемы возникают и на других ветках. Просто на этом направлении огромный город Люберцы, поэтому здесь неизбежна такая плотность пассажиропотока", — объясняет эксперт. По его мнению, проблему также может решить перенос офисов из центра на периферию.
Руководитель направления "Общественный транспорт" экспертно-аналитического центра probok.net Александр Чекмарев считает, что пассажиропоток на линии увеличился за счет автомобилистов, которые после открытия "Жулебино" и "Лермонтовского проспекта" пересели на метро. Кроме того, к ним присоединились пассажиры наземного общественного транспорта.
"Проблема была в том, что физически ни автобусы, ни маршрутки не могли подвезти такое количество людей к той же станции "Выхино", сколько сейчас подвозит метрополитен", — рассуждает Чекмарев.
Он также отметил, что открытие новых станций, с одной стороны, улучшило условия для тех, кто живет в Жулебино, но пассажирам, живущим ближе к центру, стало гораздо сложнее пользоваться метрополитеном.
"Такая ситуация, в принципе, подтверждает тот факт, что продлением существующих линий невозможно решить транспортные проблемы. Потому что это привлекает еще больше дополнительных пассажиров на и так перегруженные линии пересадки", — подытожил Чекмарев.
С ним согласен член совета общественного движения "Столица — международный культурный центр" Александр Тугунов, который считает бессмысленным продлевать Таганско-Краснопресненскую линию.
"Продлевать эту ветку, наверно, уже бессмысленно. Там нужно строить вторую ветку, которую вроде как собираются строить. Но это все равно никак не решит проблему, потому что ее надо каким-то образом вести хотя бы до кольцевой, а это слишком дорого", — отмечает Тугунов.
Плюсов больше, чем минусов
И все же, эксперты сошлись во мнении, что открытие новых станций дает больше положительный эффект, чем отрицательный.
"Плюсы, конечно, перевешивают минусы. Итог открытия этих станций надо оценивать позитивно, потому что мы должны понимать, что работа линии с такой перегрузкой это, в принципе, два часа утром и два часа вечером. А все остальное время, так или иначе, пассажиропоток стремится к нормальным значениям", — уверен Чекмарев.
По его словам, жители Жулебино и близлежащих районов почти круглые сутки имеют надежный вид транспорта, с помощью которого могут добраться в центр. Он добавил, что в целом открытие новых станций Таганско-Краснопресненской линии — это важный опыт, который нужно учитывать в дальнейшем.
"Есть экологический эффект — автобусов стало меньше ездить. Также как плюс — автомобильный траффик на этом отрезке Рязанского проспекта уменьшился. Когда речь идет об альтернативном варианте передвижения — это всегда плюс. И для тех, кто пользуется этими станциями, это плюс. Для тех, кто живет выше по ветке, это, конечно, создает сложности. Человек привык сидеть или стоять вольготно, а теперь приходится мириться со всеми прелестями часа пик", — считает Соколов.
По его словам, и на "Выхино", и на "Рязанском проспекте" войти в вагон можно. "Это далеко от той ситуации, которая бывает в центре в часы пик. По крайней мере, в начале девятого я езжу, захожу нормально, поезда двигаются быстро. Я считаю, что это, без сомнения, плюс", — утверждает Соколов.
"Безусловно, станции "Лермонтовский проспект" и "Жулебино" стоило открывать, потому что благодаря этим станциям жителям района Жулебино теперь не нужно минут 30-40 стоять в пробке, чтобы переехать через МКАД. Они все-таки жители Москвы, причем довольно давно, открытие станций решило их проблему, им сейчас стало проще. Они хотя бы могут прогнозировать время, которое потратят, чтобы добраться до кольцевой", — утверждает, в свою очередь, Тугунов.
Действительно, опрошенные РИА Новости автолюбители юго-востока столицы радуются, что по утрам пробки сократились. "У нас на выезде на Волгоградку утром сократились пробки, можно минут на 10-15 позже из дома выходить. Днем не знаю, но днем и до открытия новых станций метро можно было ездить. Вот вечером, мне кажется, как было, так и осталось", — поделилась с РИА Новости Елена, которая каждое утро везет ребенка в школу из района Кузьминки в центр города.
Однако сервис "Яндекс. Пробки" пока не зафиксировал улучшения дорожной ситуации. "В связи с открытием новых станций метро "Лермонтовский проспект" и "Жулебино" мы исследовали ситуацию на Лермонтовском проспекте и Новорязанском шоссе, а также на Рязанском и Волгоградском проспектах, которые соединяют Люберцы и центр Москвы. Заметного улучшения дорожной ситуации после открытия станций 9 ноября не зафиксировано. Прошла всего неделя с открытия, поэтому говорить об окончательных выводах рано. Привычки людей меняются не так быстро", — объясняют аналитики.