ВАШИНГТОН, 19 ноя — РИА Новости, Алексей Богдановский. Причиной авиакатастрофы в Казани могла быть техническая неисправность, считают опрошенные РИА Новости эксперты в США. Они разошлись во мнении, могло ли авиапроисшествие 12-летней давности быть одним из факторов, которые привели к катастрофе.
Лайнер Boeing 737 авиакомпании "Татарстан" разбился в минувшее воскресенье в аэропорту Казани, погибли все находившиеся на борту 50 человек. Самолету было 23 года, он побывал во владении семи авиакомпаний.
Проанализировав видео с камеры наблюдения, на котором видно практически вертикальное падение самолета, эксперты отметили необычность этого случая.
"Судя по тому, что я видел на видео, это был весьма необычный инцидент. Очень редко случается, чтобы крупный самолет упал под таким углом", — сказал авиационный эксперт Тодд Кертис (Todd Curtis), автор книги об анализе данных в сфере безопасности гражданской авиации.
Профессор Массачусетского технологического института Арнольд Барнетт (Arnold Barnett) считает, что погода не могла вызвать подобное падение. "Первоначально сообщения о сильном ветре заставили меня заподозрить, что катастрофу вызвал сдвиг ветра или исключительно сильный встречный ветер. Но ни одно из этих явлений не вызвало бы практически вертикальное падение самолета", — сказал Барнетт, бывший сотрудник Федерального управления гражданской авиации и Управления по транспортной безопасности США, который сотрудничал в области безопасности с десятками авиакомпаний и аэропортов. Эксперт также не считает, что проблему могло вызвать некачественное топливо.
"По имеющимся сообщениям можно предположить, что пилот отменил две предыдущие попытки посадить самолет. Представляется, что пилоты знали о некоей механической неисправности, что может объяснить их сообщение о "непосадочной конфигурации", — сказал Барнетт. Он не стал строить предположения, могла ли послужить причиной падения самолета проблема с выпуском предкрылков или закрылков, как предположил ранее в интервью РИА Новости опытный военный пилот.
Повлиял ли на катастрофу давний инцидент?
Два эксперта считают, что давнее авиапроисшествие могло повлиять на последующее состояние самолета. По данным консалтинговой компании Ascent, упавший в Казани лайнер в 2001 году "не дотянул" до взлетно-посадочной полосы в бразильском городе Белу-Оризонти, сломав левую стойку основного шасси. Тогда никто не пострадал, а самолет отремонтировали.
"С самолетом произошел инцидент при посадке, но не было серьезного ущерба. Возможно, что это могло иметь некоторое влияние на нынешнюю катастрофу. Это не было бы беспрецедентным случаем… Инцидент в Бразилии вполне мог быть сопутствующим фактором", — сказал Тодд Кертис. Он напомнил о катастрофе лайнера Boeing 747 авиакомпании Japan Airlines, которая произошла в 1985 году и унесла жизни 520 человек. Тогда неправильный ремонт переборки-шпангоута через семь лет проявился в "усталости" металла. В результате переборка разрушилась, что привело к отрыву киля и потере управляемости.
Однако профессор MIT Барнетт не считает, что возраст самолета и предыдущее авиапроисшествие могли стать причиной катастрофы в Казани. "Не думаю, что возраст Boeing 737 сам по себе был источником риска. Меня удивило бы, если бы сыграл роль эпизод с шасси 12 лет назад. Как и все остальные, я рассчитываю, что если бортовые самописцы удастся прочесть, они дадут некоторое представление о причинах", — сказал Барнетт.
Эксперты призвали не делать выводов до официальных итогов расследования. Они также выразили надежду, что вылетевшие в Россию специалисты из Национального совета по безопасности на транспорте США смогут помочь российским специалистам установить причины трагедии.
"Нет ничего страшнее, чем пережить своих детей. Вчера мы это узнали"
"Эллина каждые три-четыре месяца летала в Казань. Вот и в этот раз с дочкой на каникулы полетели навестить родственников, бабушку и дедушку. "Девочка моя составила список дел и забыла его дома. Я его сфотографировал и отправил, но ответ уже не получил", — Роман так и не встает из-за стола. "Мне очень плохо. Я не верю. Мама еще хуже, чем я. Нет ничего страшнее, чем пережить своих детей. Вчера мы это узнали. Но мы будем жить. Должны жить". Корреспондент РИА Новости Вера Костамо с репортажем из Казани — "Казань. Город тишины. Город горя".