НОВОСИБИРСК, 19 ноя — РИА Новости. Симпатичные грузовые "Газели" с зеленой надписью "Экомобиль" почти год назад появились на улицах Новосибирска; их задача — собирать у населения отходы, содержащие ртуть. Корреспондент РИА Новости Алексей Стрелец сдал в "Экомобиль" севшие батарейки, а заодно выяснил, что удается собрать у горожан, и почему расставаться с вредным мусором они не спешат.
Все новости региона читайте на РИА Новости Новосибирск >>
Давайте ваши батарейки
"Давайте ваши батарейки сюда, сейчас посчитаем. Сколько здесь? Одиннадцать штук, долго копили?", — прячет мои батарейки в деревянный ящик Евгений Мальзам, единственный член экипажа "Экомобиля", выполняющий функции водителя и приемщика.
"Ну не каждый столько сдает, большинство по две-три", — говорит он.
Мобильных пунктов приема опасных отходов в Новосибирске на сегодняшний день три. Они обслуживают Ленинский, Кировский и Дзержинский районы города. Механизм сбора вредного мусора прост и рассчитан на сознательность граждан: в определенный день (график есть на сайте департамента энергетики и ЖКХ мэрии) "Экомобиль" приезжает к определенному ЖЭУ и дежурит там в течение двух часов.
"Пока доехал, пока собрал, пока отвез — полдня прошло. Потом второй пункт — еще полдня. А ездить ведь нужно аккуратно, иначе там такая "колотня" будет в кузове", — объясняет он.
Цинковый тубус
Помимо аккуратной езды, избежать "колотни" в кузове помогает специальное оборудование. Внешне автомобиль ничем, кроме веселой раскраски, не отличается от обыкновенной грузовой "Газели", но внутри у него специальные емкости для хранения отходов.
Ртутные лампы и термометры лежат в специальных деревянных ящиках, энергосберегающие собирают в картонные коробки, которые потом запечатывают, а для поврежденных ламп, ртуть из которых может вытечь в кузов, есть оцинкованные цилиндрические ящики-тубусы с запаянным дном. Все это по мере заполнения помещается на временный склад и потом отвозится на утилизацию.
По словам замначальника департамента энергетики и ЖКХ мэрии Ларисы Анисимовой, организаций, которые располагают специальным оборудованием и занимаются утилизацией вредных отходов, в городе около десятка. Мэрия регулярно сотрудничает с двумя-тремя. То, что собирает "Экомобиль", компания-утилизатор потом на собственном специальном транспорте отвозит на свою площадку.
Семь градусников
Большую часть "урожая" "Экомобиля", по словам Анисимовой, составляют всевозможные лампы — на термометры и батарейки приходится меньше 20% отходов. Впрочем, новосибирцы несут к нему и макулатуру, и компьютерные мониторы, которые "Экомобиль" принимать не может. "Однажды принесли крышку от солярия, — вспоминает Анисимова, — ее, конечно, приняли".
В другой раз, рассказывает водитель, пришел пенсионер и сдал сразу семь ртутных термометров. Рассказал, что приболел, измерил температуру, а врач сказал, что такой температуры у него не может быть. Тогда мужчина пошел в аптеку за новым градусником, потом за еще одним, в конце концов, врач подарил ему свой. Но показания термометров так и не сошлись и, отчаявшись, пенсионер отнес их все в "Экомобиль".
Лампочки повсюду
Как раз пенсионеры приносят вредные отходы чаще всего. Они по старинке приходят оплачивать коммунальные услуги, а заодно и вручают водителю-приемщику пару батареек или энергосберегающую лампу.
Очередей возле "Экомобиля" не скапливается — за два часа обычно приходят не больше десятка человек. Раньше приемщик фиксировал паспортные данные сдающих отходы, но от этой практики быстро отказались — фамилии приносящих лампочки утилизаторам ни к чему. Теперь Мальзам просто забирает отходы и записывает в специальный журнал, что именно ему только что сдали.
"Лампочки у меня вообще повсюду, — смеется он, — мне и коллеги, водители-механики, их приносят. А что такого? Утром встретились, он лампочку отдал, я ее в ящик положил. В журнал записал".
Отказываться принимать отходы "Экомобиль" может только у организаций и учреждений. Для них существует другой порядок утилизации. Впрочем, многие из них, отмечает директор ЖЭУ №4 Елена Филипченко, порядок этот нарушают.
"Приносят к нам в коробках перегоревшие лампы, говорят: "Сдайте в "Экомобиль". Ну диспетчер же не будет их выгонять, в конце концов. Да и лучше так, чем они потом в мусорный контейнер эти лампочки выкинут", — говорит она.
Пять машин на весь город
Сдавать опасные отходы в ЖЭУ, чтобы его сотрудники потом сами передавали их в "Экомобиль", по действующему законодательству нельзя. Для их временного хранения необходима специальная лицензия, которой у ЖЭУ нет. Однако, вскоре, говорит Анисимова, в Новосибирске вступят в силу новые правила, которые позволят ЖЭУ не получать лицензию.
Тогда, по расчетам мэрии, для организации системы сбора вредных отходов во всем городе хватит пяти "Экомобилей". Они перестанут дежурить возле ЖЭУ и начнут только периодически объезжать их. Такой механизм, по словам Анисимовой, заработает в течение ближайших двух лет.
Лампы — не стеклотара
За два часа дежурства возле ЖЭУ №4 Мальзам принял у пяти горожан 15 батареек, включая 11 моих, и девять разных ламп. Это, по его словам, нормальный "улов" — ни много, ни мало. За месяц один "Экомобиль" собирает около 450 ламп, хотя у населения их существенно больше.
Водитель "Экомобиля" с ней согласен — люди, говорит он, понимают, что просто так выбрасывать ртутную лампу не стоит, но пойти и куда-то сдать ее не хотят.
"Я стою как-то, подходит парень, спрашивает: "Почем принимаешь?". Я говорю: "Как почем, бесплатно, это ж не стеклотара тебе". Ну, говорит, тогда зачем стоишь? Мне, говорит, до тебя идти 100 метров, а до мусорного контейнера два метра. Так зачем я до тебя пойду? Вот такая у людей психология", — сетует Мальзам.
Экспертный комментарий:
В люминесцентных и энергосберегающих лампах, которые обеспечивают освещение практически всех социальных, административных и офисных зданий, а в последние годы популярны и в быту, в небольшом количестве содержится ртуть.
Директор Института химии твердого тела и механохимии СО РАН Николай Ляхов поясняет, что если разбить такую лампу, что неизбежно происходит на свалке, ртуть попадет в окружающую среду, а поскольку ламп таких миллионы, она начинает представлять опасность.
"Сама ртуть не столь токсична, но проблема в том, что выброшенная на улицу, она находится в контакте с органикой и переходит в состояние металлоорганических соединений, которые растворимы. Все это вымывается, переходит в реки, поедается рыбами, а рыб уже едим мы. Таким образом, ртуть попадает в организм, а она влияет на печень, на нервную систему", — объясняет Ляхов.
Он отмечает, что эта проблема наиболее остро стоит в прибрежных районах, где рыба и морепродукты составляют значительную часть рациона населения, и хроническое отравление ртутью вполне вероятно.
Что касается аккумуляторов, содержащийся в них литий попадает в окружающую среду сходным путем. Он менее опасен, чем ртуть, но проблема в том, что, активно используя, его сейчас практически не добывают, и аккумуляторы необходимо перерабатывать. "В Корее, например, не позволяют себе такой роскоши – просто выбрасывать батарейки", — подчеркнул Ляхов.