МОСКВА, 18 ноя — РИА Новости. Каким должен быть современный научный журналист, как изменился его читатель и что стало с научным фактом в мире youtube и твиттера – на эти и другие вопросы ответил в своей лекции гендиректор Инновационного центра "Новые медиатехнологии" РИА Новости Василий Гатов в рамках проекта Tech in Media.
В индустриальную эпоху, когда появились действительно массовые СМИ, журналистика была другой. Информация была платной – ее было мало, и читатели готовы были заплатить за нее. Редакции работали как фабрики, поставляя однообразный по форме контент, опираясь на "стандартизированного" потребителя. Вещание велось в одностороннем порядке, ни о каком эмоциональном отклике читателя речи не шло.
С переходом общества в постиндустриальную эру ситуация кардинально изменилась. Пришла "более свободная и широкая по своему характеру цивилизация", поясняет Гатов. Информации стало очень много, она стала естественной средой жизни. Новые поколения, особенно пришедшие в эпоху интернета, посчитали "разлитую в воздухе информацию" данностью.
В новых условиях создатели контента стали добиваться эмоциональной реакции, обратились к персонализированному потребителю, появилась интерактивность. Простота предыдущих информационных эпох испарилась – информационные потоки уже нельзя было полностью проверить, верифицировать, появилось множество противоречивой информации. Читатель стал "скучающим" – ему очень хочется эмоций, переживаний, и критерии научности информации стали размываться в угоду скорости и чувству сенсационности.
Научный журналист в новом мире
Журналист оказался в необычном положении. Количество научных журналов с некогда сотен достигло десятков тысяч, но людей, способных работать с таким количеством источников, очень мало. В современном мире также исчезло понятие эксклюзива. Когда "фотка в инстаграмме распространяется быстрее любого научного журнала", журналист должен стремиться поделиться стоящим инфоповодом – важным открытием, исследованием – с читателем, а не с редактором.
Тем не менее, в новых условиях парадоксальным образом оказывается важной не только скорость, но и качество контента. Качество – важнейший элемент. Также, замечает Гатов, набор постулатов журналистики, особенно научной, не изменился. Материалы все так же должны соответствовать ряду жестких правил, выработанных на протяжении десятилетий, и качество контента, а также репутация самого журналиста, напрямую от этого зависит.
Первый постулат – у любой информации должны быть верифицируемые источники, как минимум два. Второй – научный факт должен отделяться от его анализа, оценки. Научный журналист в материале не имеет право оценивать, нравится ему или не нравится что-то, не должен быть субъективен, не должен становиться рекламным агентом того или иного исследователя или стартапера. Важнейшим условием является критическое мышление. Задача — грамотно взвесить информацию и беспристрастно передать факты. Поэтому сомнение должно быть впереди собственных интересов научного журналиста, и он должен работать не с красивыми презентациями, предлагающими лишь гипотезу, а с состоявшимися фактами.
И третий постулат – материал должен соответствовать повестке дня, рассказывать о том, что действительно актуально. "Мы пишем для людей", подчеркивает Гатов, и задачей научного журналиста является то, чтобы действительно важную информацию заметило как можно больше людей – особенно тех, кто в ней заинтересован.
Также, чтобы писать об инновациях, крайне важно интересоваться состоянием современной науки, примерно представлять себе направление технологического развития в каждой из интересующих областей.
"Если вас ничто не интересует кроме миллиардов Цукерберга, то вам лучше работать в глянцевом журнале и писать про его одежду, правда, чем про то, на чем основывается развитие современной цивилизации", – сказал Гатов.
Что ждет науку и Россию
В ходе лекции были названы те технологии, которые, по мнению Гатова, уже сегодня формируют наше будущее, и за которыми следует следить каждому научному или инновационному журналисту. В частности, это работа с большими объемами данных – Big Data. Анализ огромных массивов информации – нашей речи, перемещений, движения транспорта — позволил предсказывать, что делают люди, чем интересуются, какую покупку наверняка совершат. Ключевым последствием здесь является размытие и постепенное исчезновение того, что называется частной жизнью. С другой стороны, это позволяет экономить деньги, повышает эффективность бизнеса.
Важнейшим направлением, считает Гатов, является развитие энергетики. Будет осуществляться переход с грязных, неэкологичных энергоносителей, на "чистые". Нужно будет решать вопросы солнечной энергетики, искать способы минимизации электропотерь.
Еще одним направлением, определяющим будущее цивилизации уже сейчас, являются технологии, сконцентрировавшиеся на человеке – это биоинженерия, биоинформатика и генетика. Вопросы, связанные с прорывом медицины и продлением жизни – ключевые.
"Логический цикл человеческого существа – 70 лет. Уже сегодня вы можете быть уверены, что увидите своих правнуков. Но вопрос в том, что вы будете делать с такой длинной жизнью", – сказал Гатов.
Также, среди важных тенденций Гатов назвал расширение сетевых возможностей благодаря дальнейшему развитию и распространению всевозможных гаджетов, а среди проблем – доступ к водным ресурсам и проблему свежести пищи, которой обязательно станет не доставать с увеличением населения планеты.
Касательно областей российской науки, где следует быть внимательным к инновациям, Гатов назвал программирование, генетику ("Россия запоздала, но будет активно догонять" – возможно, следует ожидать трансформации медицины из-за достижений генетического анализа), интернет-технологии и оружие. Также, упомянул он, Россия занимает догоняющее, но не худшее положение по разработке квантовых компьютеров.