МОСКВА, 18 ноя — РИА Новости. Единые школьные учебники по всем предметам не смогут учитывать индивидуальные способности учеников, лишат процесс обучения разнообразия, при этом вполне возможно, что сами авторы учебных пособий потеряют интерес к работе над ними, считают опрошенные РИА Новости эксперты.
Ранее участникам совета Российского исторического общества и журналистам был представлен проект концепции единого учебника Отечественной истории для школьников. Разработку вела специально созданная рабочая группа во главе с председателем Госдумы РФ и главой РИО Сергеем Нарышкиным, министром культуры Владимиром Мединским, министром образования и науки Дмитрием Ливановым.
В ходе общественного обсуждения концепции, которое стартовало 1 июля, было получено множество предложений по доработке документа. Планируется, что на основе единой концепции учебно-методического комплекса будут разрабатываться новые учебники истории, по которым будут учиться российские школьники. Концепция охватывает период с Древней Руси до 2012 года.
Каждому по способностям
"В старшей школе начинается профилизация. И тому, кто, например, собирается стать врачом, кому нужны более глубокие знания по химии и биологии, недостаточно будет стандартного учебника. Даже в Советском союзе были разные учебники для учеников с разными способностями", — сказал Ямбург.
Стандарт уместен не всегда
По мнению председателя общества по защите прав в сфере образования Виктора Панина, вариативность в школьных учебниках обязательно должна присутствовать. "Но и какие-то ориентиры тоже нужны. С таким разбросом учебных пособий, с которым мы сталкиваемся, это ни в какие ворота не лезет. Зачастую учебники противоречат друг другу", — сказал Панин. Эксперт приветствует проведение общественных дискуссий по содержанию учебников по русскому языку, математике, химии, физике, однако считает, что концептуальные вещи должны быть незыблемыми.
По творческим предметам, таким как литература, изобразительное искусство, которые сложно систематизировать и прийти к единому мнению, такой учебник вряд ли нужно создавать, считает Панин.
"Экспертам будет сложно определить, какое произведение включать в программу, а какое нет. Вариативность учебников должна существовать, иначе мы убьем желание авторов работать над их совершенствованием", — заметил он.
Вариативность неизбежна
Ректор педагогического вуза, экс-замминистра образования и науки России Игорь Реморенко считает, что создание единого учебника по всем предметам в принципе невозможно, поскольку способности и потребности у каждого ребенка индивидуальны.
"Договориться экспертам о какой-то фактологической канве каждого учебника имеет смысл, это действительно оправдано", — сказал Реморенко. Например, по его мнению, по литературе можно было бы определить избыточный перечень книг для чтения — 100-200 произведений, — подразумевая, что из этого списка старшеклассник за два года прочтет 10-20 книг.
Победитель Всероссийского конкурса "Директор школы-2012" директор физико-математического лицея N 239 из Санкт-Петербурга Максим Пратусевич уверен, что создание единых учебников невозможно с законодательной точки зрения.
"Во-первых, по разным предметам есть разные уровни обучения: базовый, профильный, ознакомительный. А во-вторых, в соответствии с нормами закона, а в частности, со стандартами средней и частной школы, 50-70% времени отводится на усмотрение учителя. Учебники должны предлагать, что делать с этим временем и этим материалом", — сказал Пратусевич.
Кроме того, он отметил, что выбор учебника из множества вариантов демонстрирует вкус учителя. "И я не вижу причин, почему этот вкус не имеет место быть", — добавил эксперт.