С Мариной мы общаемся редко. Она очень занятой человек — работает то ли сценаристкой, то ли продюсером на государственном телеканале от зари до зари. Недавно она написала мне личное сообщение в Facebook с какой-то просьбой. А там, в этой папке, вы знаете, так все устроено, что сообщения двух участников диалога падают друг на друга как детальки в тетрисе.
И вот ее просьба упала на две предыдущие мои просьбы, о которых я, честно говоря, уже и забыла. И даже бы не вспомнила. И вот только сейчас увидела, что они так и остались без ответа. 2:1.
И я подумала — ну и почему я буду ей помогать? У меня и так дел полно.
И репутация, которая состоит из этих поступков, приобретает не расплывчатые контуры устного сообщения ("Говорят, N. детей ест по утрам"), а вполне конкретный каталог с гиперактивными ссылками на признания, не отвеченные аргументы, показания свидетелей и сюжеты на "Дожде" о том, как N. и в самом деле — посмотрите — ест детей.
Поэтому быть злым, недобрым и вредным человеком в информационную эру просто глупо. Это, в первую очередь, совершенно не выгодно, потому что всем сразу становится известно и вредит не только репутации и карьере, но и отношениям. Не важно, кто ты: ректор, врач в поликлинике, чиновник или работник секс-услуг.
Возможность собрать о человеке мнения его бывших коллег, клиентов или работодателей в два клика, честно говоря, очень дисциплинирует. Я бы не придавала этому значения, если бы у меня самой несколько раз не спрашивали: "Что ты думаешь об M? Она проходит у нас собеседование".
И я прекрасно понимаю, что в следующий раз на месте M. окажусь я, а на моем месте — человек, которому я обещала помочь, но не помогла, которому нагрубила, с которым была несправедлива.
Мои знакомые в порыве ссоры безрассудно кидаются друг в друга ссылками на старые распри, и я, случайный прохожий, вчитываясь, понимаю, что ни одалживать денег, ни ходить в разведку с ними больше не решусь, пусть и прошло со времени их прошлой распри несколько лет. В интернете злость и агрессия не имеют срока давности.
С возрастом связи становятся ценным социальным капиталом, которым глупо пренебрегать. А связи возможно создавать и поддерживать только через цепочку добрых дел — взаимных или не взаимных. В лучшем случае неприятного и неотзывчивого человека просто забудут пригласить на крутую вечеринку или закрытую распродажу в дружественный шоу-рум, в худшем — не расскажут о хорошей вакансии или не познакомят с нужными людьми.
Это не секрет, что найти хорошую работу легче всего через знакомых, и это не исключительная черта российского трудового рынка, где с советских времен существуют "позвоночники" — люди, которых берут на работу по звонку от влиятельного человека. Выпускники американских и европейских бизнес-школ рассказывали мне то же самое: чаще всего они трудоустраиваются при помощи бывших однокурсников, поэтому и через много лет после выпускного ходят на регулярные встречи однокашников.
Я уже давно заметила, что при кажущейся информационной насыщенности самая важная информация все равно передается устно — от человека к человеку, от знакомого к знакомому, от коллеги к коллеге.
Моя подруга потеряла электронную книжку, а когда нашла, у той был разбит экран и поплыли чернила. Сервисные центры в Москве не смогли найти подходящий экран для замены, тогда подруга отправила в Amazon просьбу о помощи. И эти добрые, прекрасные люди ответили ей, что бесплатно заменят сломанный гаджет.
Я чуть не расплакалась, когда об этом узнала: вообще-то, они не обязаны, но это так по-человечески. И эта экономика доброты, конечно же, работает. Я не собираюсь покупать себе электронную книжку, но если и соберусь, мое сентиментальное сердце качнется в сторону именно этих милых людей.
Конечно, у меня и самой были такие истории: однажды я опоздала на самолет, причем очень глупо — просто не увидела объявление о начале регистрации, сидела в кафе на первом этаже "Шереметьево" и удивлялась, почему не объявляют мой рейс. Когда самолет улетел, я так переживала, что сердобольные представители авиакомпании бесплатно поменяли мне билет на следующий рейс и поселили в гостинице. Это было совершенно необязательно, но это было так трогательно.
Известно, что доброта, эмпатия и альтруизм — это то, что делает людей людьми. А огромные безликие корпоративные махины — чуть более человеческими, и это, наконец, начали понимать представители бизнеса. Поэтому сейчас многие из них хватаются за различные благотворительные, социальные и культурные проекты, чтобы обрести человеческое лицо.
Конечно, они стараются капитализировать свои добрые дела, но не всегда это очевидно. Например, вы помните, какие банки являются спонсорами Дарвиновского или Русского музеев? Я — нет.
Мне хочется верить, что возможность сделать что-то хорошее сама по себе — довольно приятная штука, на которую подсаживаешься. И потом уже сложно отказаться от этого ощущения, что ты являешься причиной изменений к чему-то лучшему.
Я недавно была на одном круглом столе, посвященном взаимодействию бизнеса и культуры. Был очень серьезный разговор про законодательство, эндаументы и попечительские советы. А потом поднялся один дяденька и сказал: "Все мы ищем бессмертия".
И кто-то улыбнулся. А кто-то нет. Но все собравшиеся, кто в чем был, — в пиджаках, в костюмах, в юбках-карандашах, — забыли на секунду, что они менеджеры, управленцы и бизнесмены. И стали мужчинами и женщинами. Стали просто людьми.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции