В новогодние каникулы "Цирк братьев Запашных" представит в "Лужниках" новый масштабный проект с интригующим названием "Страшная сила". Режиссер шоу Аскольд Запашный рассказал РИА Новости о том, что задумал спектакль как "живое приключенческое кино", что по залу будет летать настоящий самолет и ездить танк времен Второй мировой войны. Еще артист и режиссер, худрук Большого московского цирка признался, что их с братом Эдгардом надолго приглашают поработать в Америке и они всерьез думают об этом интересном предложении. Беседовала Светлана Вовк.
- Аскольд, на какой стадии сейчас проект "Страшная сила"?
— На очень активной рабочей стадии, времени-то осталось совсем немного. На самом деле создаем шоу в авральном режиме: в прошлом году у меня был один проект, а в этом одновременно работал над шестью — двумя новыми программами, фестивалем "Идол", новогодней сказкой и "Страшной силой", да еще участвую в телепроекте "Ледниковый период". У меня уже больше, чем полгода нет вообще ни одного выходного, но, с другой стороны, любой творческий человек может только мечтать о том, что можно себя так во многом попробовать.
- А стоит так разрываться? Многие коллективы по несколько лет показывают одно шоу и даже собирают залы.
— Стоит. Я считаю, что мы построили очень интересную производственную систему — каждый год делаем новые масштабные проекты и, по сути, соревнуемся сами с собой. А самая главная цель — приумножать число наших зрителей и не разочаровывать поклонников. Я поставил перед собой задачу — каждый раз делать что-то новое, интересное, стараться не повторяться, стараться не расслабляться, не думать, что у нас и так все хорошо, нам простят. Наоборот — хочется сделать лучше, красивее, сильнее. Мы все время приглашаем в наши проекты крутых артистов, самых оригинальных. Артисты "Цирка братьев Запашных" из года в год создают новые номера в новых жанрах.
- То есть во всех шоу номера разные, а не просто костюмы меняются? Если даже номер тот же, то в нем новые трюки?
— Конечно, всегда новые номера и трюки. Наверное, это не совсем так — только в отношении номеров с животными, потому что это было бы даже нечестно по отношению к животным — каждый год требовать от них нового репертуара. Это означало бы уйти в сторону насилия над ними, у них были бы жесточайшие перегрузки. Мы надеемся, что и зрители это понимают. А вообще, все артисты в "Цирке братьев Запашных" многожанровые. Недавно после фестиваля в Италии у нас был очень серьезный разговор с американским импресарио, который сейчас активно ведет с нами переговоры, чтобы на много лет увезти нас в США в качестве цирковых звезд. Он восхищается тем, что коллектив в 70 человек может работать такое количество разнообразных номеров, такого он еще нигде не видел.
- Братья Запашные могут уехать в Америку?! Куда конкретно вас зовут?
— В "Ринглинг бразерс". Они хотят под нас отдать целую программу и катать по всей Америке как минимум два года.
- И как вы с Эдгардом к этому относитесь?
— Я хорошо отношусь, но другое дело, что сейчас нам доверили этот цирк и бросить все на полпути было бы нечестно. А совмещать не получится, находясь на другом континенте. Но поехать в Америку для меня — это рост, это может принести мировую славу и поднять уровень российского цирка на международном рынке. Потому что то, что американцы обещают — это грандиозно.
- То есть ты немного пожалел, что взял ответственность за Большой московский цирк?
— Нельзя сказать, что пожалел. Я просто осознаю, что другого такого случая — выйти на самый высокий международный уровень — может и не быть. Мы с братом сейчас на распутье — сделать большую международную карьеру или здесь всеми силами восстанавливать цирк.
- Возвращаясь к проекту "Страшная сила", в чем его главная фишка?
— Я решил сделать его как некое живое кино. Взял за аналог по подходу, стилистике трилогии "Мумия", "Индиана Джонс".
- То есть в проекте будут узнаваемые сцены из этих фильмов?
— Нет, я не беру за основу эти истории, только стилистику и приемы. Все-таки стилистика подразумевает некие шаблоны, например, музыкальные. Это как если делаешь ретрокино, то берешь тапера, делаешь черно-белые вкладки. А "Страшная сила" в стилистике фильмов 70-80-х годов, в которых легкая наивность, нет такой жестокости и кровищи, как в современных фильмах. У нас будут приключения, романтика. Герои — путешественники, которые ищут артефакты. Им противодействуют военные австро-немцы, которые тоже охотятся за этими артефактами.
- Злые фашисты?
— Да. Это где-то 30-е годы, время Второй мировой войны. Есть в сюжете и фантастическо-мистическая сторона — некая параллельная цивилизация, от которой мы все произошли и которая наблюдает за нами. Моя задача сделать так, чтобы персонажи были стилистически грамотно выдержаны — Индия, так Индия, английские солдаты, так английские солдаты, Египет, так Египет.
- Герои русские или англичане?
— Англичане. Есть парень, которого играет наш акробат Андрей Епихин. И две девушки — одна играет его сестру, боевую, подготовленную к приключениям, другая — девушка из города, которая попадает в эту заварушку, и сначала у нее случается конфликт, а потом роман с героем.
- Девушек играют Лена Петрикова и Лена Бараненко?
— Да. Это наши примы. Они очень талантливые, работают во многих жанрах.
- Какими техническими новинками будете удивлять?
— У нас будет летать настоящий самолет, будет настоящий вагон поезда, мотоциклы, автомобили, сейчас веду переговоры по поводу танка времен Второй мировой войны. Настоящий раритетный танк — немецкий или французский.
- На какие трюки ты бы обратил внимание зрителей? Может быть, вы опять что-то представите для Книги рекордов Гиннесса?
— Нет. Такие рекорды мы ставить не будем. Все-таки в проекте, в котором каждый день по три спектакля, нельзя рисковать, чтобы уставший артист не делал трюк, который чреват травмой. Тем более что одни и те же люди участвуют в разных трюках. Вот на фестивалях такие сложнейшие трюки нужно делать, и часто это заканчивается трагически — на фестивале в цирке Никулина девочка сломала ногу, в Монте-Карло артистка тоже сломала ногу, в Латине гимнастка очень сильно травмировалась. Мы требуем в проектах очень высокого уровня исполнения, в отличие от многих коллективов. Потому что считается, что новогодние программы можно делать не в полную силу. Артисты берут самые простые трюки, потому что якобы еще тратят силы на то, что им нужно играть драматические роли. Мы же требуем, чтобы трюковая составляющая была удивительной.
- На всех рекламных баннерах "Страшной силы" вы с Эдгардом в одежде индейцев.
— Да, мы играем предводителей боевых индейцев — армии той самой параллельной цивилизации. Мы действуем как спецназ, если кто-то из человеческой цивилизации хочет похитить артефакт.
- Мы увидим Запашных в набедренных повязках?
— Ну, не совсем в набедренных повязках, но, да, у нас будут такие юбки, будут наколки. Кроме того, у нас технологичные костюмы — со светодиодами.
- Приглашаете в шоу артистов из других коллективов?
— Да, у нас будут работать иностранцы. Слоны из Венгрии, верблюды, пони и всякие экзотические животные.
- Вот все люди отдыхают на новогодние праздники, куда-то уезжают, а вы вкалываете без выходных уже который год. Скажи честно, не обидно?
— Ты знаешь, совсем не обидно. Мы добились такого уровня, когда мы не зависим от дебилов. И это большое счастье, поверь. Надо мной нет ни одного ненормального начальника, который ограничивал бы меня и нес бы всякую чушь. Я не ишачу на дебильного дядю, я работаю и воплощаю свои идеи, и мне не мешают. Это настоящее счастье!