Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

"Благодать и стойкость" в "Практике": качество времени

© РИА Новости / Виталий Белоусов / Перейти в фотобанкАктеры Казимир Лиске и Каролина Грушка в сцене из спектакля "Благодать и стойкость"
Актеры Казимир Лиске и Каролина Грушка в сцене из спектакля Благодать и стойкость
В театре "Практика" показали трагедию писателя Кена Уилбера, посвященную его покойной жене. О постановке — в рецензии проекта Weekend.

Вера Копылова

В основу нового спектакля "Благодать и стойкость" Ивана Вырыпаева легла одноименная книга американского писателя и философа Кена Уилбера, изданная и на русском языке. История рассказывает о том, что происходило с ним и его женой Трейей за те пять лет, которые она боролась с раком груди.

Вырыпаев взялся за сложный и сомнительный сюжет. В чем его сложность понятно: в зале обязательно найдутся не только нейтрально настроенные наблюдатели, но и те, кого эта тема пугает и напрягает (с ними следует быть осторожными и не "давить"), и те, кто сталкивался с темой лично, потерял близких или сам был болен (с ними надо быть еще более осторожным и деликатным). Как же быть? Вырыпаеву приходит на помощь его традиционный прием — минимализм.

Чем спектакль по своей форме отличается от читки, сказать сложно. Любимый метод Вырыпаева: два артиста с текстами в руках сидят на пустой сцене. Американский актер Казимир Лиске читает за Кена Уилбера, польская актриса и супруга Вырыпаева Каролина Грушка — за Трейю. Чтение идет на английском языке с синхронным переводом. Единственное художественно-выразительное средство в спектакле — геометрические видеоинсталляции Всеволода Тарана, бегущие по стенам, и музыка. Чисто человеческого сострадания и "жалости" не хватает на три часа спектакля — это еще и трудная работа над собой.

© РИА Новости / Виталий Белоусов / Перейти в фотобанкАктриса Каролина Грушка в сцене из спектакля "Благодать и стойкость" режиссера Ивана Вырыпаева
Актриса Каролина Грушка в сцене из спектакля Благодать и стойкость режиссера Ивана Вырыпаева

Вырыпаев словно специально старается не встать между зрительским восприятием и рассказанной историей, ни в коем случае не раскрасить ее эмоциями актеров. Нам будто подают холодную котлету, которую мы сами вправе разогреть или съесть так, добавить кетчупа или горчицы. Материал объективно страшен и пронзителен, но подлинными эмоциями мы должны наполнить его сами — если, конечно, пожелаем.

Кен и Трейя познакомились и поняли, что наконец нашли друг друга, и очень быстро поженились. Через две недели после свадьбы 36-летней Трейе поставили диагноз — рак второй степени. Медовый месяц они провели в больнице. Спустя годы рассказывая об этом в своей книге, Кен Уилбер говорит, о том, что болезнь существует не сама по себе, у нее есть культурные и социальные аспекты. Есть болезнь, а есть недуг. Осознание своего недуга произошло у Трейи относительно быстро, но вот удивительный путь перестройки личности, за который она благодарит свою болезнь, занял пять лет — до самой смерти.

Первый этап болезни дал Трейе возможность исправить или изменить в жизни то, что давно хотелось изменить. Она осознала разницу между "деланием" (активное мужское поведение) и "бытованием" (созерцательное женское поведение). В тот период ей казалось главным агрессивное действие, путь логики, контроля всего и ответственность, взятая за все на себя. Трейя даже изменила свое имя на мужское "Терри".

© РИА Новости / Виталий Белоусов / Перейти в фотобанкАктер Казимир Лиске в сцене из спектакля "Благодать и стойкость" режиссера Ивана Вырыпаева
Актер Казимир Лиске в сцене из спектакля Благодать и стойкость режиссера Ивана Вырыпаева

По мере развития болезни, операций и рецидивов они вместе с Кеном занимаются духовными буддистскими практиками, поисками "своей высшей самости", учатся медитации. "Прими мир — примешь бога" — любимая молитва Трейи из христианской религии. Она учится тому, что надо перестать быть недовольной собой — это не позволяет ей увидеть свет. Оставляет привычку терзаться, отвлекаться, просчитывать все наперед. "Важно не количество времени, отведенного тебе, а качество. Я хочу принимать решения, вызванные радостью и узнаванием нового, а не страхом".

Перелом произошел после агрессивной химиотерапии — препараты повлияли на ее сознание, дали опустошенность, "отравили душу". Кен осознает, что отодвинул свою жизнь ради нее. Едва не происходит разрыв — после идеальной любви, растворенной "в неиссякаемых страданиях". Но оба познают, что умение прощать — это путь к собственному "я".

Когда у Трейи обнаружили диабет, опухоли в мозге, легких и печени, она научилась смирению нового уровня — "делание" для нее слилось с "бытованием". Она вернула себе женское имя "Трейя". Кен преклоняется перед ее светом и мужеством. Никакой злобы, обиды, испуга — полная невозмутимость, открытость перед жизнью такой, какая она есть. Несмотря на кислородную подушку, клизмы и 120 таблеток ежедневно, она придерживается четкого распорядка дня, включая 3–5 км на беговой дорожке ежедневно. Мудрость, сформулированная уже Кеном, — "будь свидетелем своей судьбы, а не ее жертвой".

Ближе к концу Трейя ощущает, что необходимо умение жить без знания чего-либо наверняка. Двигаться к цели без потребности ее достичь. Основной принцип — иди вперед. В ней не было жалости к себе до самого конца. "Может быть, мне осталось жить меньше года, но зато послушайте, как поют птицы". Последним ее словом стало "спасибо".

Эта история, изложенная Вырыпаевым в условно-сценической форме, является лучшей рекламой для книги Кена Уилбера "Благодать и стойкость". Для того, чтобы за такой материал взяться, тоже потребовалось мужество. Спасибо.

Рекомендуем
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала