Вера Копылова
В основу нового спектакля "Благодать и стойкость" Ивана Вырыпаева легла одноименная книга американского писателя и философа Кена Уилбера, изданная и на русском языке. История рассказывает о том, что происходило с ним и его женой Трейей за те пять лет, которые она боролась с раком груди.
Вырыпаев взялся за сложный и сомнительный сюжет. В чем его сложность понятно: в зале обязательно найдутся не только нейтрально настроенные наблюдатели, но и те, кого эта тема пугает и напрягает (с ними следует быть осторожными и не "давить"), и те, кто сталкивался с темой лично, потерял близких или сам был болен (с ними надо быть еще более осторожным и деликатным). Как же быть? Вырыпаеву приходит на помощь его традиционный прием — минимализм.
Чем спектакль по своей форме отличается от читки, сказать сложно. Любимый метод Вырыпаева: два артиста с текстами в руках сидят на пустой сцене. Американский актер Казимир Лиске читает за Кена Уилбера, польская актриса и супруга Вырыпаева Каролина Грушка — за Трейю. Чтение идет на английском языке с синхронным переводом. Единственное художественно-выразительное средство в спектакле — геометрические видеоинсталляции Всеволода Тарана, бегущие по стенам, и музыка. Чисто человеческого сострадания и "жалости" не хватает на три часа спектакля — это еще и трудная работа над собой.
![Актриса Каролина Грушка в сцене из спектакля Благодать и стойкость режиссера Ивана Вырыпаева Актриса Каролина Грушка в сцене из спектакля Благодать и стойкость режиссера Ивана Вырыпаева](https://cdnn21.img.ria.ru/images/97598/36/975983677_0:0:2503:2048_768x0_80_0_0_e1d0b08c642ecbf25e12da53408dcc85.jpg)
Вырыпаев словно специально старается не встать между зрительским восприятием и рассказанной историей, ни в коем случае не раскрасить ее эмоциями актеров. Нам будто подают холодную котлету, которую мы сами вправе разогреть или съесть так, добавить кетчупа или горчицы. Материал объективно страшен и пронзителен, но подлинными эмоциями мы должны наполнить его сами — если, конечно, пожелаем.
Кен и Трейя познакомились и поняли, что наконец нашли друг друга, и очень быстро поженились. Через две недели после свадьбы 36-летней Трейе поставили диагноз — рак второй степени. Медовый месяц они провели в больнице. Спустя годы рассказывая об этом в своей книге, Кен Уилбер говорит, о том, что болезнь существует не сама по себе, у нее есть культурные и социальные аспекты. Есть болезнь, а есть недуг. Осознание своего недуга произошло у Трейи относительно быстро, но вот удивительный путь перестройки личности, за который она благодарит свою болезнь, занял пять лет — до самой смерти.
Первый этап болезни дал Трейе возможность исправить или изменить в жизни то, что давно хотелось изменить. Она осознала разницу между "деланием" (активное мужское поведение) и "бытованием" (созерцательное женское поведение). В тот период ей казалось главным агрессивное действие, путь логики, контроля всего и ответственность, взятая за все на себя. Трейя даже изменила свое имя на мужское "Терри".
![Актер Казимир Лиске в сцене из спектакля Благодать и стойкость режиссера Ивана Вырыпаева Актер Казимир Лиске в сцене из спектакля Благодать и стойкость режиссера Ивана Вырыпаева](https://cdnn21.img.ria.ru/images/97597/52/975975292_0:0:1614:2048_768x0_80_0_0_2e37734f81ac7f3b031cf8a95bc991d8.jpg)
По мере развития болезни, операций и рецидивов они вместе с Кеном занимаются духовными буддистскими практиками, поисками "своей высшей самости", учатся медитации. "Прими мир — примешь бога" — любимая молитва Трейи из христианской религии. Она учится тому, что надо перестать быть недовольной собой — это не позволяет ей увидеть свет. Оставляет привычку терзаться, отвлекаться, просчитывать все наперед. "Важно не количество времени, отведенного тебе, а качество. Я хочу принимать решения, вызванные радостью и узнаванием нового, а не страхом".
Перелом произошел после агрессивной химиотерапии — препараты повлияли на ее сознание, дали опустошенность, "отравили душу". Кен осознает, что отодвинул свою жизнь ради нее. Едва не происходит разрыв — после идеальной любви, растворенной "в неиссякаемых страданиях". Но оба познают, что умение прощать — это путь к собственному "я".
Когда у Трейи обнаружили диабет, опухоли в мозге, легких и печени, она научилась смирению нового уровня — "делание" для нее слилось с "бытованием". Она вернула себе женское имя "Трейя". Кен преклоняется перед ее светом и мужеством. Никакой злобы, обиды, испуга — полная невозмутимость, открытость перед жизнью такой, какая она есть. Несмотря на кислородную подушку, клизмы и 120 таблеток ежедневно, она придерживается четкого распорядка дня, включая 3–5 км на беговой дорожке ежедневно. Мудрость, сформулированная уже Кеном, — "будь свидетелем своей судьбы, а не ее жертвой".
![Режиссер спектакля Благодать и стойкость Иван Вырыпаев Режиссер спектакля Благодать и стойкость Иван Вырыпаев](https://cdnn21.img.ria.ru/images/97597/14/975971423_0:0:3071:2048_768x0_80_0_0_aa27b9367709d6fbdcb15bb335ece989.jpg)
Ближе к концу Трейя ощущает, что необходимо умение жить без знания чего-либо наверняка. Двигаться к цели без потребности ее достичь. Основной принцип — иди вперед. В ней не было жалости к себе до самого конца. "Может быть, мне осталось жить меньше года, но зато послушайте, как поют птицы". Последним ее словом стало "спасибо".
Эта история, изложенная Вырыпаевым в условно-сценической форме, является лучшей рекламой для книги Кена Уилбера "Благодать и стойкость". Для того, чтобы за такой материал взяться, тоже потребовалось мужество. Спасибо.