Корреспондент "Прайм" Людмила Кузьмич
Как в России появилась страховочная "кубышка"
Формировать резервы на случай мировых экономических потрясений российские власти начали более десяти лет назад. В 2001 году Минфин провел налоговую реформу: экспортные пошлины на нефть и газ и налог на добычу нефти стали привязываться к ценам на энергоресурсы на мировом рынке. То есть, при растущей цене — увеличивались ставки, и наоборот. Это было сделано вовремя, потому что с начала 2000-х годов цены на эти главные товары российского экспорта начали стремительно расти, и российский бюджет стал наполняться нефтегазовыми доходами.
Однако в правительстве уже тогда понимали, что нефть и газ не могут дрожать бесконечно, а резкое снижение цен на них приведет к катастрофе — других доходов у бюджета слишком мало.
В результате в 2004 году был создан страховочный механизм — Стабилизационный фонд РФ, который пополнялся при высокой цене на нефть, и мог расходоваться при ее снижении ниже определенного уровня.
Чтобы не пойти на поводу собственных "хотелок" и не потратить накопленное раньше времени, правительство решило разделить Стабилизационный фонд на две части: Резервный фонд и Фонд национального благосостояния (ФНБ). В преддверии кризиса было сформулировано бюджетное правило: если цена на нефть превышает определённый уровень, все дополнительные доходы от нее должны направляться в Резервный фонд — пока его объем не достигнет 7% ВВП; если Резервный фонд достигнет этого предела, а цены продолжат рост — тогда половина сверхдоходов от экспорта нефти и газа пойдет в ФНБ, а еще половина — на строительство инфраструктуры внутри России.
Однако вырасти до желанных 7% ВВП Резервный фонд не успел: в конце 2008 года грянул кризис и средства фонда стали использоваться по прямому назначению — то есть на покрытие дефицита бюджета. Если на начало 2009 года объем фонда достигал почти 4,9 триллиона рублей, то к концу 2011 года сократился почти в пять раз — и составлял менее одного триллиона рублей.
Чем отличается Резерный фонд от ФНБ
Резервный фонд — это часть федерального бюджета РФ, своеобразная "подушка безопасности", куда правительство "зашивает" часть доходов от продажи нефти и газа. В случае кризиса, когда мировые цены на энергоресурсы упадут, правительство сможет вскрыть "кубышку" и выполнять свои обязательства за счет этих сбережений — а именно, финансировать здравоохранение, образование, содержать силовиков и платить зарплаты бюджетникам. По данным на 1 ноября 2013 года его объем составил 2,8 триллиона рублей. Минфин рассчитывает, что в следующие три года он продолжит расти и составит в 2014 году 2,8 триллиона рублей, в 2015 году — 3,2 триллиона рублей, 2016 году — почти 3,3 триллиона рублей. Однако планы эти может нарушить очередная волна мирового финансового кризиса — например, в текущем году Минфин уже зарезервировал для себя право использовать до 200 миллиардов рублей из фонда в случае, если доходы бюджета по итогам года окажутся меньше, чем ожидалось.
С момента своего создания в 2008 году ФНБ не пополнялся за счет нефтегазовых доходов, объем фонда увеличивается исключительно за счет доходности от размещения средств. По данным Минфина России на 1 ноября 2013 года совокупный объем ФНБ составил почти 2,9 триллиона рублей. Примерно на этом же уровне он будет сохраняться и в ближайшие три года. Но подход к использованию средств фонда в ближайшие годы будет серьезно изменен.
Сейчас средства фонда могут размещаться в надежные иностранные активы. Кроме того, в 2008 году этот фонд тоже сыграл свою антикризисную роль — часть средств ФНБ было решено разместить на депозиты в ВЭБе, чтобы банк мог поддержать экономику, предоставляя кредиты бизнесу. Всего на депозитах во Внешэкономбанке на сроки до 2020 года размещено более 670 миллиардов рублей, или 25% совокупного объема ФНБ.
Позже президент РФ Владимир Путин решил не останавливаться на достигнутом, заставив работать на национальную экономику деньги будущих пенсионеров. Было принято решение вложить в инфраструктурные проекты внутри России до 40% объема фонда. Первые 450 миллиардов рублей планировалось распределить между тремя проектами: реконструкция Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД), модернизация Транссиба и БАМа, а так же строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва-Казань.
Главное условие для претендентов на средства ФНБ — окупаемость, чтобы деньги, хотя бы через несколько десятков лет, но с лихвой вернулись в фонд.
Как дальше будет развиваться Россия, какая модель вероятнее всего? Смотрите в инфографике "Семь сценариев возможного развития России".