ВАРШАВА, 11 ноя — РИА Новости. Очередная, 19-я по счету конференция сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата открывается в понедельник в столице Польши. Страны, в частности, продолжат обсуждение нового глобального соглашения, которое к концу десятилетия должно сменить Киотский протокол.
В этом году информационный тон переговорному процессу будет задавать, к примеру, новый, пятый оценочный доклад Межправительственной группы экспертов по изменению климата, первая часть которого была официально утверждена в сентябре. Как отмечается в докладе, потепление в климатической системе "однозначно", и некоторые из наблюдаемых с середины XX века изменений являются "беспрецедентными" в последние тысячелетия. При этом степень уверенности ученых в том, что причиной изменения климата в этот период является деятельность человека, повышена до 95-100%.
Всемирная метеорологическая организация в преддверии переговоров обновила данные о концентрации парниковых газов в атмосфере Земли. По информации ВМО, среднегодовая концентрация CO2 в 2012 году составила 393,1 части на миллион по объему против 278 до начала индустриальной эпохи и продолжает расти с ускорением.
Наконец, внимание всего мира остается прикованным к Филиппинам и супертайфуну "Йоланда" (по международной классификации "Хайянь"). По последним данным, бедствие затронуло в той или иной степени почти 4,5 миллиона человек, а цепь разрушений от бури пятой, наивысшей категории протянулась по центральной части Филиппин примерно на 600 километров с востока на запад. По прогнозам ученых, одним из последствий изменения климата станет увеличение частоты и масштабов экстремальных погодных явлений.
Польша в центре внимания
Польша принимает у себя переговоры ООН по климату второй раз за шесть лет — в 2008 году сессия проходила в Познани. Страна, до 90% электрогенерирующих мощностей которой работают на угле, занимает пятое в ЕС место по объемам выбросов после гораздо более крупных экономик Германии, Великобритании, Италии и Франции. Ранее Польша неоднократно блокировала ряд решений в ЕС, связанных с усилением "климатических" обязательств блока.
Кроме того, бурные протесты экологов, придумавших специальный хэштег для соцсетей #Coaland (по словам "уголь" (coal) и "Польша" (Poland)), вызывает проведение в Варшаве 18-19 ноября, то есть в даты начала встречи на уровне министров, конференции Всемирной угольной ассоциации. Молодежные активисты даже выступили с ультиматумом исполнительному секретарю конвенции по климату Кристиане Фигерес, заявив, что готовы принять ее на своей традиционной конференции, только если Фигерес откажется от участия в "угольном" саммите.
Председательство на переговорах к Польше перейдет от Катара, который также подвергался критике экологических организаций, в частности, за недостаток лидерства и за то, что даже в год проведения у себя переговоров страна не объявила о собственных планах по снижению выбросов парниковых газов.
Председателем очередной переговорной сессии станет министр окружающей среды Польши Марцин Королец. В своей колонке для издания Responding to Climate Change Королец пишет, что его приоритетом как председателя станет проведение "демократических и прозрачных" переговоров.
"Цель, которую мы как организаторы конференции для себя установили, — выработать "расписание" работы между Варшавой и Парижем и обсудить главные элементы нового соглашения. Это тот фундамент, который мы хотим заложить, и, как мы все знаем, именно фундаменты формируют основу всех зданий. Они могут быть не очень впечатляющими или даже вовсе не видными, но они определяют устойчивость строения", — пишет Королец.
Вперед, к Парижу
Новое соглашение, работу над которым страны официально запустили на переговорах 2011 года в ЮАР, в следующем десятилетии должно сменить Киотский протокол. Документ 1997 года во втором своем периоде действия охватит менее 15% мирового объема выбросов парниковых газов — без США, Китая и других крупных развивающихся стран, а также без России, в 2012 году официально отказавшейся участвовать в "Киото-2".
Предполагается, что соглашение должно быть утверждено на конференции 2015 года, провести которую уже вызвалась Франция. До этого стороны встретятся на высоком уровне еще как минимум два раза — на очередной сессии в конце 2014 года в столице Перу, а также за несколько месяцев до этого на "саммите лидеров", о намерении провести который заявил генсек ООН Пан Ги Мун.
По правилам процедуры проект нового документа должен быть подготовлен не позднее лета 2015 года, не менее чем за шесть месяцев до рассмотрения в Париже. При этом одним из ключевых вопросов переговоров по соглашению остается степень участия в нем всех стран, в том числе и развивающихся, доля которых в общемировых "парниковых" выбросах с 1990 года выросла с 31 до 59% и продолжает расти.
Что еще в повестке
Острым вопросом переговоров остается, в частности, так называемое "климатическое финансирование". На переговорах 2009 года в Копенгагене, завершившихся публичной неудачей, развитые страны заявили, что в 2010-2012 годах выделят развивающимся 30 миллиардов долларов на помощь в снижении выбросов парниковых газов и адаптацию к изменению климата, а к 2020 году доведут ежегодный объем финансирования по этим направлениям до 100 миллиардов в год.
По данным аналитиков Overseas Development Institute, за три года в качестве "быстрого" финансирования было в итоге выделено 35 миллиардов. Однако до 80% этих средств не были "новыми и дополнительными", как предполагалось в Копенгагене, то есть представляли собой "перепрофилированную" под проблему изменения климата официальную помощь в целях развития. Кроме того, лишь около 44% этой суммы было предоставлено в виде грантов, а не кредитов, и менее 20% пошло на цели адаптации к изменению климата. Волнует экспертов и дефицит новых, конкретных обязательств на период между 2012 и 2020 годами.
Одним из ключевых решений конференции в Варшаве для развивающихся стран станет вопрос создания механизма компенсации ущерба и потерь (loss and damage), связанных с изменением климата. В прошлом году в Катаре страны приняли решение создать такой механизм в Варшаве, и эксперты ожидают сложных переговоров по этому вопросу — в том числе и потому, что начать его обсуждение на промежуточной июньской сессии в Бонне не удалось по непредвиденным и беспрецедентным обстоятельствам.
Российский вопрос
Россия, Белоруссия и Украина перед переговорной сессией в июне 2013 года предложили обсудить "процедурные и юридические вопросы, связанные с процессом принятия решений конференцией сторон (конвенции)". Это требование было связано с ситуацией на итоговой конференции 2012 года в Дохе, когда ряд решений был принят вопреки протестам трех стран. Другие стороны переговоров это предложение не поддержали, и один из переговорных органов так и не смог начать работу.
Начальник отдела многостороннего сотрудничества в области окружающей среды департамента международных организаций МИД РФ Олег Шаманов в статье для International Institute for Sustainable Development пишет, что "нельзя недооценивать важность конференции в Варшаве", поскольку именно она покажет, насколько серьезно страны настроены выполнить собственные обещания.
"Если мы действительно хотим сделать новое соглашение ратифицируемым и устойчивым и добиться ощутимых результатов, нам нельзя повторять ошибки прошлого. Во-первых, подготовку черновика соглашения нельзя откладывать на самый последний момент, не давая сторонам принимать информированные решения по поводу юридических документов. Во-вторых, краеугольным камнем наших усилий должны быть прозрачность и соблюдение норм права", — считает Шаманов.
Как сообщалось ранее, страны уже внесли аналогичный подпункт в повестку 19-й сессии конференции сторон в Варшаве, однако "российский" вопрос предполагалось обсудить и на предварительных консультациях с тем, чтобы не допустить срыва главной переговорной сессии года процедурными спорами.