Вера Копылова
Все новые спектакли выпускника мастерской Олега Кудряшова Кирилла Вытоптова, одной из громких постановок которого стал "ГенАцид" в московском театре "Современник", вызывают огромный ажиотаж среди молодой театральной публики. Такая же история произошла с его новым спектаклем "В ожидании Годо" — совместным проектом театра "Открытая сцена" и кафе-клуба "Мастерская".
Обычная городская квартира. Углы завалены коробками от пиццы на дом и пластиковыми стаканчиками из-под кофе. Стаканчик от кофе надет вместо шпиля и на кособокую новогоднюю елочку. Гирлянды по стенам… И два парня, спящих на диване. Так начинается спектакль по Беккету. Дух этой пьесы абсурда, посвященной ожиданию счастья, человеческим отношениям, человеческому достоинству, силе, слабости, власти и еще множеству тем, лучше всего был обозначен когда-то самим Беккетом. "Выражать нечего, выражать нечем, выражать не из чего, нет желания выражать, равно и как обязательства выражать", — эти слова драматурга о современном искусстве прекрасно соотносятся с ощущениями человека, который третий или четвертый день подряд празднует Новый год.
Поэтому с самого начала спектакля Вытоптов как будто попадает в точку, гармонично сближая атмосферу своей постановки с вялым, странным, необъяснимым воздухом, в котором существуют герои беккетовской пьесы. И до финала спектакль не превратится ни в выкрутасы "актуального" театра, ни в эксперимент, ни в пресловутое "осовременивание". Кирилл Вытоптов поставил абсурдистский спектакль в его самом классическом виде.
Как и у Беккета, у Вытоптова персонажи зовут друг друга не Эстрагон и Владимир, а нежно – Гого и Диди. Как и у Беккета, они своеобразно выясняют свои своеобразные отношения, и выглядит все это необычайно комично. Реплики те же, но, поскольку разговоры происходят между двумя симпатичными парнями (Александр Паль и Евгений Матвеев), это выглядит, как тонкая пародия на разборки геев. "- Я голоден. —Хочешь морковку? Есть еще пара репок. — Дай мне морковку. — Вкусная моя морковка?— Сладкая. Нежная твоя морковка". И, между прочим, это дословная цитата из пьесы. Не стоит думать, что раз спектакль поставил современный режиссер, то в это время на сцене происходит нечто неприличное. Отнюдь: персонаж просто-напросто грызет морковку.
![Спектакль В ожидании Годо в театре Мастерская Спектакль В ожидании Годо в театре Мастерская](https://cdnn21.img.ria.ru/images/97557/29/975572910_0:0:2000:1333_768x0_80_0_0_c0dfb43de14ddd1b77f31b33152d60ed.jpg)
Вскоре из пародии отношения между персонажами выходят на новый уровень. Отброшена привязка к полу и ко времени происходящего. Брошенные мимоходом слова "давай повесимся" оборачиваются напряженной и трагикомической сценой самоубийства. Гого медленно раздевается, пишет на листе бумаги крупно "Прощай, друг", ложится на диван, обкладывает свое тело коробками из-под пиццы и поджигает. Несколько страшных секунд: персонаж смотрит на свой горящий живот и на друга, который спокойно наблюдает за его гибелью. Потом, конечно, они спохватываются и тушат огонь… Но осадок остается.
Во что одеты беккетовские персонажи? В библейские хламиды или во фраки? В каком году происходит действие? Мы знаем, что пьеса была написана в 50-х – возможно, поэтому Кирилл Вытоптов и полагал, что работает над ее осовремениванием. Но сама пьеса до того универсальна и находится вне времени, что ее не меняют никаких реалии – будь то сегодняшнего, или вчерашнего, или завтрашнего дня. Да, Вытоптов одел Поццо в пиджак с галстуком-бабочкой, а Лакки вместе веревки обвязал мигающей елочной гирляндой. Но ему не удалось уйти от духа пьесы Сэмюэля Беккета, который он уловил столь точно. Вязкое бессилие ожидания. Разность человеческих натур. Унижение одного человека другим и потребность быть униженным. Бешеный выкрик раба Лакки, которому разрешили "подумать", определяет философию спектакля: "Человек, несмотря на прогресс в питании и отправлении нужд, чахнет!". А Годо, конечно, так и не пришел.
![Спектакль В ожидании Годо в театре Мастерская Спектакль В ожидании Годо в театре Мастерская](https://cdnn21.img.ria.ru/images/97557/14/975571450_0:0:2000:1333_768x0_80_0_0_73fe80e9be80fe5c07c3d5177c336bf1.jpg)
"Меня заинтересовало столкновение философских вопросов и низовой культуры в пьесе Беккета. Я хотел посмотреть, как это может работать в сегодняшнем времени. Пьеса состоит из мусора, который необходимо наполнить поэзией", — сказал РИА Новости Кирилл Вытоптов.
"Скетчкомы, эстрада – можно ли с помощью этих жанров вывести материал на философские высоты? Что такое ожидание, чего мы все ждем? Успеха? А если успеха, сулит ли нам счастье его приход? Тема рабства и власти связана с успехом, который меняет человека. Выдерживает ли при этом дружба? Круговорот людей, которые решают для себя эти вопросы. Люди бесконечно играют друг перед другом, это попытка скрасить ожидание и закрыться от страха неведения, от страха того, что завтра ничего нового не произойдет", — рассуждает режиссер.
По словам Вытоптова, пока решено, что спектакль будет постоянно идти на сцене кафе-клуба "Мастерская": "Здесь есть эффект маленького уютного пространства, внутри которого разворачивается этот камерный, клаустрофобический ад".