Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.
Совсем недавно это казалось проблемой: согласится или нет сирийская оппозиция участвовать в Женевской конференции по прекращению гражданской войны? Раньше ведь отказывалась. Называли разные даты, когда оппозиционеры что-то скажут — 5, 6 ноября… Теперь с датой все ясно: они будут заседать в субботу в Стамбуле. Но что они там решат, решат ли что-то вообще, и когда будет Женевская конференция — сейчас эти вопросы бледнеют на фоне происходящих громадных по масштабам перемен, которые к Сирии имеют, конечно, прямое отношение, но в целом сводятся к перевороту во всей мировой дипломатии на Ближнем Востоке. Правда, США и все прочие просто не выдерживают темпа всех этих перемен, так что любые затяжки с Женевой вполне объяснимы.
Хорошие и плохие
Происходящее в Стамбуле сводится к простой формуле: западники давят на коалицию, чтобы та согласилась на участие в Женеве, а коалиция в истерике. В самом деле — еще год назад быть любимцами демократий, борцами за свободу и против диктаторского режима… А теперь попробуй еще докажи, что ты "хороший" оппозиционер, а не "плохой".
И ведь, между прочим, речь о людях, которые реально воюют, то есть ежедневно совершают массу преступлений. Вчера у них были надежды прийти к власти под грохот американских бомбардировок, а что сегодня?.. А как с ними поступят завтра былые покровители?
Но вправду ли США принуждают стамбульских оппозиционеров к миру? Картину происходящего сильно запутывает разноголосица внутри американской администрации, да и в Европе тоже. Чиновник, который вчера выдавал одни формулировки, не может просто так сегодня оглашать другие. Для этого есть экспертное сообщество. И вот вам замечательное интервью, которое несколько дней назад дал не последний в этом сообществе человек, почетный глава Совета по международным делам США Лес Гелб.
И вот теперь самое главное: по Гелбу, суть американской политики сейчас в том, чтобы заставить "хороших" пойти на сотрудничество с Асадом против "плохих". Ну, а потом все как-то рассосется, Асад не вечен и так далее.
Вот это и происходит, в том числе в Стамбуле, к ужасу "хороших". Которым, кстати, американцы приостановили или замедлили военную помощь, чтобы все было ясно.
Арабский закат
Жизнь заставила американскую администрацию фактически принять точку зрения России на происходящее в Сирии и вокруг нее, и действовать соответственно.
И это только одно из многих супер-событий вокруг Ближнего Востока, когда меняется буквально все: альянсы, смысл политики, тактика… Перемены настолько велики, что мы наблюдаем, как та же Америка начала сейчас откровенно притормаживать созыв Женевской конференции: не успевают. Поэтому придумали на ходу, что Асад якобы утаил самую чуточку химического оружия (и зачем бы оно ему понадобилось, интересно — как последний патрон, который для себя?). Будут разбираться.
А пока… Госсекретарь США Джон Керри в начале недели как бы случайно заехал из Египта в Саудовскую Аравию, куда сначала ехать не собирался. Вот где разворачиваются главные драмы и истерики — куда там мучения сирийских оппозиционеров в Стамбуле! Начиная с сентября, когда Барак Обама в последний момент отказался бомбить Сирию и помогать этим — фактически — "плохим" оппозиционерам, Саудовская Аравия впала в ярость. Ведь "плохие" — это, по сути, ее ребята.
Последовал отказ саудовцев заседать в Комиссии ООН по правам человека в знак протеста против ООН вообще. Затем — почти официальные заявления о том, что надо пересмотреть союзнические отношения с США. Керри, конечно, только начал процесс по "нормализации расхождений" с саудовской королевской семьей. Сказал на пресс-конференции о способности США и Саудовской Аравии "не соглашаться, но оставаться друзьями". (Кстати, это почти то, как определяются отношения США с Россией.)
Но, вообще-то, Америка хотя и не скандалит, но саудовцам кое-что не простит. И всю их политику по смене режимов на Ближнем Востоке на малоприятные для США. И историю с применением химического оружия в Сирии, из-за которой в сентябре чуть не началась война. То есть, конечно, применили его сирийские оппозиционеры, но саудовский след очевиден. И смысл акции тоже очевиден — спровоцировать США на войну в саудовских интересах. Такое не забывается.
И, между прочим, больше всего саудовцы обиделись на то, что только из новостей CNN узнали о решении Обамы не воевать. Очень существенная деталь.
Наконец, именно в эти дни в США начали активно обсуждать книгу некоего Кристофера Дэвидсона "Арабский закат. Предстоящий коллапс монархий Персидского залива". Дэвидсон и раньше писал, что саудовцам и прочим предстоит много неприятностей, по внутренним причинам, но считался в некотором роде экстремистом. И вообще, книг в США выходит много, все разные. Но почему-то вот эта именно сейчас стала заметным событием, хорошо вписалась в происходящее.
На поворотах притормаживать
Ну, а сирийские оппозиционеры пока мучаются в Стамбуле: как бы и сохранить гордость, и пойти на неизбежное? И никого всерьез их мучения уже не волнуют.
Да и вообще, ну что такое конференция: день-два произнесения речей. Конференция — это, если хотите, такой фантом или бюрократический способ организации процесса. А процесс — вот он. Вот только как бы его обозначить? Стратегический разворот США от Саудовской Аравии к Ирану? Это, может, и чересчур, но похоже на то.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции