МОСКВА, 7 ноя — РИА Новости. Аномально большая глубина кратеров на видимой стороне Луны объясняется тем, что мантия и другие породы спутника Земли во время первых эпох его жизни были значительно горячее на половине, обращенной к нашей планете, чем на темной стороне Луны, заявляют планетологи в статье, опубликованной в журнале Science.
Внутренняя структура Луны и так называемые масконы, гравитационные аномалии на ее поверхности, вызывают огромный интерес среди ученых. Для раскрытия их секретов в сентябре 2011 года НАСА отправило к спутнику Земли два зонда GRAIL, которые к концу 2012 года составили полную гравитационную карту Луны. Первый же взгляд на эту карту добавил еще одну загадку — выяснилось, что кратеры на видимой стороне Луны были значительно глубже, чем на темной.
В процессе этого сравнения ученые заметили, что видимая часть Луны должна была быть значительно теплее в прошлом, чем ее темная сторона, судя по наличию множества выбросов магматических пород на ее поверхности и характерному минеральному составу.
Это натолкнуло их на мысль, что большой размер кратеров на видимой стороне может быть связан с различиями в температуре пород и поверхности Луны в прошлом. Они проверили это при помощи математической модели, в рамках которой "разбивали" крупные астероиды об поверхность молодой Луны, учитывая свойства слагающих ее пород.
Результаты симуляции подтвердили подозрения ученых — даже небольшое увеличение температуры мантии и коры приводило к тому, что глубина виртуального "кратера" увеличивалась почти в два раза. Это объясняет, почему кратеры на видимой стороне Луны аномально глубокие, а также говорит о том, что мы сильно переоцениваем интенсивность астероидной "бомбардировки", которую пережили планеты Солнечной системы во время ее юности.