МОСКВА, 7 ноя — Прайм, Диляра Солнцева-Эльбе. Минэкономразвития взяло за основу консервативный прогноз развития экономики РФ до 2030 года, называя его более реалистичным. Аналитики же считают, что министерство фактически расписалось в продолжении инерционного развития и неспособности властей к структурным реформам, хотя потенциал у России гораздо выше.
Все новости экономики и бизнеса на сайте агентства Прайм >>
МЭР ухудшило долгосрочный прогноз по сравнению с весенним и теперь ожидает роста ВВП РФ в ближайшие почти 20 лет в среднем по 2,5% в год, что ниже динамики роста глобальной экономики. Доля России в мировом ВВП уменьшится с 4% в 2012 году до 3,4% в 2030 году.
Рост инвестиций в основной капитал, по оценке МЭР, замедлится примерно до 4,3% в год, рост промышленности будет составлять всего около 2%, а о притоке капитала можно забыть. Динамика реальной заработной платы тоже скорректирована вниз: в среднем она будет расти лишь на 3,6% в год при инфляции около 3,5%.
"Из этих прогнозов можно сделать вывод, что правительство просто ничего не хочет делать и оставить все как есть", — полагает, со своей стороны, старший экономист "Сбербанк КИБ" Антон Струченевский.
Восстановление закончилось, дальше — инерция
Мрачные перспективы экономики, по словам Улюкаева, связаны с тем, что модель восстановительного роста себя исчерпала. "Теперь мы считаем, что в долгосрочной перспективе ситуация на внешних рынках, конъюнктура цен на сырье не смогут стать драйверами экономического роста", — сказал он.
Но даже сохранение тех невысоких темпов роста, которые заложены в прогнозе, предполагает немалый объем работы: реформирование институтов, улучшение бизнес-среды, повышение инвестиций в человеческий капитал и т.д., отметил министр.
Вместе с тем государство не спешит раскошеливаться на развитие новых разработок, сохранив расходы на НИОКР в 1,1-1,2% ВВП — значительно ниже, чем у стран-лидеров. Консервативному сценарию соответствует инерционное технологическое развитие, ориентированное на импорт, прописано в прогнозе.
Власти намерены сосредоточиться на создании отдельных научно-технических анклавов, которые будут ориентированы на заказы ТЭК и оборонного комплекса.
"Никаких серьезных изменений в политике не видно. Кроме того, даже если бы они произошли, то все равно нужно было бы ждать, когда они принесут какой-то эффект", — считает научный руководитель НИУ ВШЭ Евгений Ясин. При этом он не надеется на эти изменения в ближайшие 10 лет и не ожидает никаких положительных сдвигов в экономике в обозримом будущем.
Ниже потенциала
Остановившись на консервативном сценарии, Минэкономразвития просто опустило руки и ничего не хочет делать для ускорения роста, полагают эксперты.
"Мы явно оперируем ниже своего потенциально возможного уровня. Нет никаких проблем с уровнем мощностей, сейчас мощности выросли почти на 20% по сравнению с 2008 годом, а ВВП примерно на том же уровне находится", — отмечает Струченевский. То, что заложено в прогнозе, — это просто инерционное развитие, а сами по себе подобные сценарии мало чего стоят, считает он.
По мнению эксперта, министерству целесообразнее было бы сосредоточиться на выявлении причин заминки роста экономики РФ и попытаться с ними бороться. За 9 месяцев 2013 года ВВП РФ вырос всего на 1,3%, и власти не скрывают, что по итогам года рост экономики может не дотянуть до прогнозных 1,8%.
Главный экономист Deutsche UFG Ярослав Лисоволик согласен, что новые оценки МЭР не соответствуют реальному потенциалу экономики РФ. Траектория роста в долгосрочной перспективе может быть на уровне 4%, а консервативный прогноз, скорее всего, предполагает отсутствие радикальных структурных реформ, которые позволили бы России использовать этот потенциал.
Основным фактором ускорения экономического роста эксперт называет рост производительности труда. В 2012 году уровень производительности труда на отработанный час в России, по данным ОЭСР, составил 39% от уровня США. При консервативном варианте развития этот показатель в РФ к 2030 году достигнет всего 66% от текущего уровня США.
"То есть фактически Минэкономразвития говорит: данный потенциал не будет задействован в полной степени в силу тех или иных факторов экономической политики", — констатировал Лисоволик.