Сегодня генеральный секретарь ОБСЕ Ламберто Заньер начинает визит в Россию. Накануне он рассказал корреспонденту РИА Новости Ольге Денисовой о сотрудничестве с Россией, ОДКБ, успехах, достигнутых ОБСЕ за почти 40 лет своего существования и планах реформирования Организации.
— В этом году председательство в ОБСЕ приняла Украина, в декабре встреча Совета министров иностранных дел ОБСЕ пройдет в Киеве. Украина, Россия и ОБСЕ являются участниками переговорной группы "5+2" по приднестровскому урегулированию. Что Украине в течение года ее председательства удалось сделать для решения этой проблемы? Что можно ожидать от встречи в Киеве в контексте этого конфликта?
— Украина председательствует в ОБСЕ с 1 января 2013 года, и, действительно, в течение этого периода приднестровское урегулирование являлось одним из приоритетов. Формат "5+2" включает как стороны конфликта — Молдавию и Приднестровье, так и посредников и наблюдателей — Россию, Украину, ОБСЕ, ЕС и США. На переговорах в этом году Украина представляла не только саму себя, но и ОБСЕ.
Официальные переговоры "5+2", которые были возобновлены два года назад после шестилетнего перерыва, продолжились на регулярной основе в 2013 году. В течение этого года прошли две встречи лидеров Молдавии и Приднестровья — последняя случилась неделю назад в Германии.
Последний раунд переговоров "5+2" под председательством Украины пройдет до министерской встречи — 25-26 ноября в Киеве. Я верю, что конструктивная атмосфера переговоров на высоком уровне с учетом регулярности встреч в других форматах, которые проводились в течение всего года, в конечном счете приведет к прогрессу по таким ключевым вопросам, как свобода передвижения между двумя берегами Днестра.
— Россия, Белоруссия и Казахстан поддерживают активную интеграцию на постсоветском пространстве. Армения намерена присоединиться к Таможенному союзу. Киргизия и Таджикистан также движутся в этом направлении. Как вы оцениваете процессы сближения на постсоветском пространстве?
— Я убежден, что в условиях глобализации процессы интеграции неизбежны и в действительности являются единственным способом двигаться вперед. Это справедливо и для области безопасности, в которой работает ОБСЕ.
Угрозы, с которыми 57 стран-членов ОБСЕ и 11 стран-партнеров по сотрудничеству сталкиваются, носят все более транснациональный характер — здесь я имею в виду организованную преступность, торговлю наркотиками, оружием и людьми, нелегальную миграцию, контрабанду, киберпреступность — и это далеко не полный список.
Интеграция на постсоветском пространстве, которую вы упомянули, на мой взгляд, является иллюстрацией этой тенденции. С военно-политической точки зрения существуют потенциальные угрозы, исходящие из Афганистана после вывода в 2014 году сил ISAF, и наши центральноазиатские государства-участники, которые граничат с Афганистаном, оказываются "на передовой". Поэтому для того, чтобы нейтрализовать угрозы и противодействовать им, нам необходимо объединить усилия — как на национальном уровне, между государствами, так и на региональном и международном, при участии ООН и других организаций.
Хотя ОБСЕ не принимает непосредственного участия в переговорах по торговым соглашениям или в их выполнении, мы, безусловно, поддерживаем любые усилия по интеграции, которые приводят к экономическому процветанию граждан наших стран-участниц. Мы предоставляем практическую помощь странам, которые уже являются членами Таможенного союза, например, Казахстану, путем обучения их должностных лиц и работников таможенных органов разработке и реализации торговой политики и путем подготовки публикаций и руководств для них. Такие мероприятия являются частью всеобъемлющего подхода ОБСЕ к безопасности, которая также включает экономический и экологический аспекты.
Эта деятельность хорошо вписывается в работу, которую ОБСЕ ведёт для достижения своей цели — формирование евроатлантического и евразийского сообщества безопасности на пространстве от Ванкувера до Владивостока. Еще в 2010 году все страны-участники ОБСЕ взяли на себя обязательство претворения в жизнь идеи такого сообщества безопасности, "свободного от разделительных линий, конфликтов, сфер влияния и зон с разными уровнями безопасности". Эти обязательства должны соблюдаться всеми государствами-участниками, и интеграционные процессы в регионе ОБСЕ должны рассматриваться с этой точки зрения.
— Пять лет назад ОБСЕ приняла решение об укреплении сотрудничества с Афганистаном, который является партнером организации по сотрудничеству. ОБСЕ согласилась помочь афганскому правительству в обеспечении безопасности границ, обучении полиции и борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Не могли бы вы подвести итоги деятельности ОБСЕ за последние годы?
— Афганистан стал партнером ОБСЕ по сотрудничеству в 2003 году, и организация тесно взаимодействует с этим государством уже много лет.
Мы продолжаем реализацию проектов в Афганистане, начиная с подготовки сотрудников пограничных служб и дипломатов, работаем над стимулированием зон свободной торговли на таджикско-афганской границе и все чаще вовлекаем в наши инициативы афганских экспертов.
Но что более важно, мы переориентировали ряд мероприятий в Центральной Азии на оказание помощи странам региона, чтобы они могли лучше подготовиться к противодействию вызовам безопасности, которые исходят из Афганистана, а также могли более эффективно работать по оказанию помощи Афганистану.
По большому счету мы видим здесь роль ОБСЕ как платформы для дискуссий и практической работы с вовлечением множества международных и региональных заинтересованных сторон.
— Как ОБСЕ планирует работать в Афганистане после 2014 года, когда будут выведены силы международной коалиции и эта страна может стать неконтролируемым центром наркоторговли?
— После переходного периода 2014 года Афганистану и соседним странам, несомненно, придется столкнуться с новыми вызовами в сфере безопасности. ОБСЕ работает над тем, чтобы усилить потенциал пограничной охраны и таможенной службы с тем, чтобы бороться с контрабандой оружия и наркотиков. Мы, например, занимаемся этим посредством Пограничного колледжа ОБСЕ для руководящего состава в Душанбе, где офицеры из стран Средней Азии и Афганистана проходят профессиональное обучение, причем примерно треть выпускников этих программ из Афганистана.
Колледж создает также профессиональные сети контактов, которые могут содействовать росту доверия между сотрудниками пограничных и таможенных служб в странах региона. Если они знают друг друга лично и доверяют друг другу, то они смогут сотрудничать более эффективно.
— В Москве у вас запланирована встреча с главой ОДКБ. Готова ли ОБСЕ к активному сотрудничеству с этой организацией в Средней Азии?
— ОДКБ вносит важный вклад в решение региональных вопросов безопасности в Средней Азии. Я доволен нашим тесным взаимодействием в последние годы. Так как мы осознаем, что ряд проблем в регионе вызывают нашу общую обеспокоенность — потенциальные угрозы безопасности из Афганистана после 2014 года, торговля людьми и наркотиками, — мы взаимодействуем в положительном ключе, включая регулярные приглашения на встречи ОБСЕ, чтобы вместе обсуждать эти вопросы.
Я уверен, что в ходе российского председательства в ОДКБ мы найдем благоприятные условия для дальнейшей интенсификации этого практического сотрудничества между двумя организациями.
— Год назад Грузия внесла изменения в конституцию и перешла к новой форме государственного правления. В настоящее время премьер-министра избирает парламент и фактически он является главой государства. Какие перемены вы видите в стране год спустя?
— С момента выборов наше активное взаимодействие с властями страны сохраняется. Меньше месяца назад, например, глава МИД Грузии Майя Панджикидзе выступала на встрече Постоянного совета ОБСЕ в Вене.
Поскольку у ОБСЕ в Грузии больше нет полевого присутствия, мы можем наблюдать за переменами только извне. Я, однако, планирую посетить Грузию в начале следующего года, и одной из главных тем будет восстановление полевого присутствия ОБСЕ, которое помогло бы нам более эффективно реализовывать проекты в регионе. Дискуссия о формате присутствия, равно как и о географических и тематических рамках его деятельности, ведется в данный момент. Любое решение о полевом присутствии ОБСЕ, его мандате, условиях и охвате деятельности, требует решения на основе консенсуса всех 57 стран-участниц ОБСЕ.
— В конце октября новым президентом Грузии был избран Георгий Маргвелашвили. Ожидаете ли вы в этой связи каких-либо изменений в позиции Грузии в женевских дискуссиях по Закавказью?
Мы замечательно сотрудничаем с грузинской командой, и я надеюсь, что это продолжится и в будущем.
— Расскажите о работе миссии ОБСЕ в Косово? Как прошли муниципальные выборы в начале ноября?
— ОБСЕ, в частности, миссия в Косово, занималась содействием проведению недавних местных выборов в четырех муниципальных образованиях на севере Косово, основную часть населения которого составляют этнические сербы. Эта роль была отведена ОБСЕ в соглашении между Белградом и Приштиной от 19 апреля 2013 года. Мы благодарны России за поддержку этой роли ОБСЕ в содействии выборам.
Миссия ОБСЕ в Косово продолжит мониторинг воплощения в жизнь положений соглашения Белграда и Приштины на уровне местных сообществ, обеспечивая межэтнический диалог и поддерживая механизмы безопасности на местном уровне.
Помощь в проведении выборов — это только один аспект работы нашей Миссии в Косово, которая является крупнейшей полевой миссией ОБСЕ. Миссия работает на принципе нейтральности в отношении статуса Косово; ее мандат включает защиту прав человека и сообществ, а также обеспечение процессов демократизации и развития сферы общественной безопасности.
— В 2015 году ОБСЕ исполнится 40 лет. Процесс реорганизации "Хельсинки плюс 40" был запущен в прошлом году в Дублине. В какой стадии находятся дискуссии о реформировании организации в настоящее время?
— Во-первых, всеобъемлющий подход ОБСЕ к безопасности, который включает не только политические, военные, но также экономико-экологические и гуманитарные аспекты безопасности, актуален сегодня как и прежде. Наши страны-участницы и наша организация в целом должны найти путь для развития этого подхода, учитывая, что мы приближаемся к 40-й годовщине ОБСЕ. Угрозы безопасности постоянно меняются, и наша организация должна адаптировать свою повестку и приоритеты к новым реалиям.
Дискуссии "Хельсинки плюс 40" идут в этом году под украинским председательством и будут продолжены в 2014 и 2015 году под председательством Швейцарии и Сербии. Министры ОБСЕ в Киеве, как ожидается, обсудят ход процесса. Вовлечение в него экспертов и представителей научного сообщества является важным аспектом этих дискуссий, и инициатива "Дни безопасности ОБСЕ", которая стартовала в Вене, является этому примером. В следующем году в ходе "Дней безопасности" мы планируем сконцентрироваться на укреплении роли ОБСЕ как одного из ключевых региональных соглашений согласно Главе VIII Устава ООН.
— Повестка ОБСЕ очень обширна, и нельзя избежать диспутов, имея в составе организации 57 стран. Какова главная задача, направление работы ОБСЕ, которая не может отказаться от принципов консенсуса?
— Ведение споров и поиск решений — это неотъемлемая часть любого диалога, включая политический диалог. ОБСЕ признает существование различных политических взглядов и взглядов на безопасность среди стран-участников организации и старается наводить своего рода мосты между ними. Уважая общие обязательства, взятые на себя всеми, мы обеспечиваем рамки для взаимодействия между ними, чтобы помочь формировать доверие и продвигаться вперед к большей безопасности и стабильности. Это является целью и наших усилий по предотвращению и разрешению конфликтов.
В организации, построенной на политических обязательствах, абсолютно необходимо, чтобы все линии проводимой политики основывались бы на обязательствах, принятых и согласованных всеми. Поэтому принцип консенсуса в принятии решения есть и останется главным принципом нашей организации. Достижение консенсуса — процесс долгий и зачастую подрывающий веру в свои силы. Но когда какое-то решение достигнуто, это становится мощным политическим инструментом, используемым всеми странами-участницами ОБСЕ без исключения.