ТОМСК, 6 ноя — РИА Новости. Первая многоуровневая парковка в спальном микрорайоне Томска, которую строили как "Народный гараж", может оказаться не по карману большинству местных жителей — стоимость машиноместа составляет 550 тысяч рублей. Строители говорят, что цена обоснована, риелторы и власти предлагают не торопиться с выводами — не исключено, что даже на такую цену могут найтись покупатели.
Дорогое удовольствие
"Обещали в начале стройки продавать места по 150-200 тысяч рублей, и уже тогда люди считали, что это дорого за кусок асфальта, огороженный двумя линиями", — вспоминает жительница микрорайона Зеленые горки Татьяна.
Также, по ее словам, предлагаемое место очень маленькое — хватит только для авто. Хранить запчасти или колеса негде. "Наша машина стоит 320 тысяч рублей. И у соседей в основном машины такого же класса. Тут мало у кого машина стоит дороже этого "Народного гаража", — заметила Татьяна.
Цена за паркинг вызвала большую дискуссию на сайте жителей комплекса "Солнечная долина", куда входит микрорайон Зеленые горки.
"Да и 300 (тысяч) для них много! Открытая парковка (без наружных стен), возможно, хороша для Сочи, Анапы, Ростова… Но никак не для Сибири с нашими минус 50 и бесконечным снегом. Вот счастье-то! Заплатить 550 (тысяч) рублей, а потом по утрам также обтряхивать снег с машины, а потом еще и, съезжая по крутому съезду с третьего, например, этажа на первый", — размышляет пользователь под ником Nikitam13.
"Цена этому месту 100 тысяч рублей", — пишет пользователь Саня.
Высокая себестоимость
"Народный гараж" значился как один из приоритетных проектов мэрии Томска под руководством экс-мэра Николая Николайчука. Программа предполагала строительство многоуровневых паркингов без ограждений и отопления в разных районах города. По задумке властей, паркинг "Народный гараж" должен прийти на смену металлическим гаражам, сносом которых власти Томска активно занимаются в последние годы.
"Такая программа ("Народный гараж") продекларирована, но она не превратилась пока в стройный план мероприятий. Мы откликнулись на эту проблему и начали строить стоянки, не гаражи, их не очень хорошо раскупали, поскольку они дорогие. Мы построили парковку — открытую многоэтажную парковку, но себестоимость ее достаточно высокая", — пояснил РИА Новости глава компании Александр Шпетер.
По его словам, высокая цена строительства паркинга обусловлена несколькими факторами. Комплекс построен на неудобной для строительства площадке — пришлось возводить подпорные стенки. Кроме того, были использованы дорогие конструкции, способные выдержать повышенную нагрузку.
"Первые покупатели появились. Хотя я поставил задачу поработать над снижением себестоимости, может, конструкции поменять, отказаться от козырьков <…> В следующий раз будем выбирать площадки в более приемлемых местах. Строить будем продолжать, будем работать над тем, чтобы (парковки) были дешевле", — сказал Шпетер, отметив, что такие паркинги запланированы в каждом микрорайоне, которые строит ТДСК.
Пилотный, но не народный
"Название "Народный гараж" начали применять немного неправильно. Нет этого проекта, есть пилотный проект под названием "Многоуровневая открытая парковка". Они (ТДСК) его сделали, честь им и хвала. Пусть они продают, за сколько хотят. Главное, чтобы они нарабатывали опыт, нужны такие сооружения в Томске или нет, и по какой цене нужны", — заявил РИА Новости первый заммэра Евгений Паршуто.
"Я считаю, там много избыточных вещей сделано по конструкциям, по материалам. И потом — мы им дали землю в аренду, хоть и на льготных условиях, но это был овраг — самая неудобица, которая только была возможна", — заметил он.
"Если сейчас по 500 тысяч раскупят все — интересный этот проект для горожан или нет? Давайте посмотрим, какая будет ситуация. Если неинтересно — значит, проект прогорел, нужно будет искать другие решения", — добавил Паршуто.
Отвечая на вопрос, сколько должен стоить "народный гараж", Паршуто сказал: "Меньше машины. Машиноместо будет востребовано при цене 300-350 тысяч рублей".
Рыночная цена
Как сообщила РИА Новости риелтор одного из томских агентств недвижимости, старые гаражи в конце Иркутского тракта в настоящее время продаются от 50 до 300 тысяч рублей в зависимости от состояния и наличия электричества. Подземный гараж в новом доме на Иркутском тракте стоит от 650 тысяч рублей, в новом гаражном комплексе в микрорайоне Высотный (начало Иркутского) цена бокса — 600-700 тысяч рублей.
"Например, на улице Усова (цена гаража) — 550 тысяч, на Интернационалистов — 500 тысяч, на Фрунзе — 435 тысяч рублей. Это старые гаражные линейки в густонаселенных районах, там это востребовано. И это средневзвешенная цена на гаражное место эконом-класса в таких районах", — сказала Быкова агентству.
Она считает, что застройщик, предлагая такую цену в многоуровневом паркинге, справедливо устанавливал стоимость с точки зрения рыночной ситуации. "Если рынок не будет "проглатывать" эту цену, они понизят ее. Но посмотрите, сколько там построено многоэтажных домов. Люди везде пишут, что не хватает парковочных мест во дворе", — заметила она.
Быкова выразила мнение, что все-таки у населения будет спрос на возведенный в Зеленых горках паркинг.
"При стоимости однокомнатной квартиры в 2 миллиона рублей там селятся бедные люди? "Хрущевка" в Кировском районе стоит 1,6 миллиона рублей, и меня удивляет, почему там (в Зеленых горках) люди за такие деньги квартиры покупают. И, может, они меня в очередной раз удивят и все места на парковке раскупят за 550 тысяч", — подытожила она.