КРАСНОЯРСК, 5 ноя — РИА Новости, Виктория Мельникова. Российский издатель Ирина Прохорова ежегодно проводит в Красноярске целую неделю. В рамках когда-то придуманной ею книжной ярмарки она привозит сюда известных писателей, литературных критиков, актеров и музыкантов.
На закрытии VII Красноярской ярмарки книжной культуры (КРЯКК) Прохорова рассказала корреспонденту РИА Новости о том, сколько сегодня читают подростки, поделилась последним литературным открытием и пояснила, чем полезна электронная книга.
- Эта книжная ярмарка оправдала ваши ожидания? Все удалось, что было задумано?
По большому счету, с помощью КРЯККа нам удается своего рода цементировать культурное сообщество, создать особую городскую среду, то, что я называю гражданским обществом.
- Разве можно за короткий срок только с помощью литературы сформировать такое общество?
— Конечно, можно. Просто у нас узкое представление о том, что такое гражданское общество. Почему-то все сразу думают о революционерах-подпольщиках, которые бегают с флагами по улице. Но это совсем не так.
На мой взгляд, это особая среда, которая объединяется на фоне общих культурных, эстетических ценностей. Веселая, непринужденная атмосфера, которая царит на ярмарке, как раз и служит своеобразным цементом этого самого общества. Здесь легко спорить и легко находить истину.
-Возможно, чтобы привлечь большую аудиторию, стоит изменить формат ярмарки — сделать ее более интерактивной?
— Мы постоянно меняемся. Например, сейчас КРЯКК — это не только продажа книг. Это еще и спектакли, выступление музыкантов, различные перфомансы и инсталляции. Если жизнь будет требовать, мы будем придумывать что-то еще. Но все-таки основой останутся книги.
- Вы считаете, в России сегодня настолько много читают, чтобы делать книги основой ярмарки?
Я помню, как после открытия первой ярмарки ко мне подошли две девушки-студентки. Они сказали: мы не думали, что читающих людей настолько много.
Понимаете, многие почему-то думают, что они последние из могикан, кто читает книги. Остальные смотрят телевизор или листают глянец. А оказалось, на ярмарку приходит много, абсолютно разных людей. Кто-то за книгами по садоводству, кто-то за технической литературой.
- Но с другой стороны, есть твердое убеждение, что, например, подростки совсем не читают.
— Это ложное убеждение. Современные подростки много читают в электронном виде. Здесь ведь совершенно не важно как, а важно, что они читают. К сожалению, у нас сегодня нет пропаганды хорошей литературы. О книгах вообще нигде не пишется и не говорится. Школьную программу по литературе сократили до невозможного минимума.
Старшее поколение это понимает, но все-таки продолжает ворчать на тему "молодежь не берет в руки книг". Тут надо подумать, как донести до подростков качественную литературу через те носители, которые им ближе.
- Вы сами пользуетесь электронной книгой?
— Да. Как издателю мне приходится читать по десять произведений в день, поэтому для меня электронная книга вещь незаменимая. С помощью нее можно познакомиться с большим количеством литературы, в том числе, еще не переведенной на русский язык.
Хотя я уверена, что в ближайшие 100 лет электронная книга не вытеснит печатную. Просто потому, что разворот бумажной книги — это самый удобный способ чтения текста.
- Какая последняя прочитанная книга вас поразила больше всего?
— Книга Владимира Сорокина "Теллурия" оставила очень сильное впечатление. Она недавно вышла, мне удалось прочитать сигнальный экземпляр. Книга сложная, о ней можно много спорить, как, впрочем, обо всех книгах Сорокина, но равнодушным она не оставит. Это антиутопия, выстроенная на том, что произошло после распада России.
- Когда-то Владимир Сорокин стал победителем литературной премии "НОС", придуманной вами. Сегодня премия способна выявить таланты подобные Сорокину?
В этой премии для меня важен не результат, а процесс. Мы были первыми, кто придумал выявлять лучших не кулуарно, а при помощи публичных дебатов. Здесь я преследовала еще одну цель — возродить традиции литературной критики. Сейчас критика находится в зачаточном состоянии, поэтому очень тяжело объяснить, почему это произведение хорошее, а это нет.
У нас в литературе нет никакой иерархии, какую книгу не возьми — хит сезона. Но это лишь маркетинговый ход и не более того, а вот что действительно тренд, насколько уникален тот или иной писатель, не понятно. Те годы, что существует премия, я наблюдаю, как мучительно литературные критики учатся говорить на публику и отстаивать свою позицию.
- Своей маленькой внучке, когда она подрастет, вы будите рекомендовать что читать?
— Не просто рекомендовать, а навязывать. Это я шучу, конечно. Вообще, я считаю, что прививать вкус к хорошей литературе нужно с детства. В этом смысле я благодарна своим родителям за то, что они приучили меня к качественной литературе.
Моей внучке, как и многим современным детям, повезло. В нашем детстве не было такого количества книг. Сегодня появилось много замечательных детских издательств, выбор литературы — колоссальный. Можно покупать любую книгу и не бояться, что там будет ненормативная лексика.
Я очень рассчитываю на то, что, когда внучка подрастет, она будет приезжать на КРЯКК и вместе с другими детьми принимать участие в мастер-классах, знакомиться с писателями.