Наталия Григорьева
55 лет исполняется американскому актеру Роберту Патрику. Первое, что приходит на ум при упоминании этого имени, — сыгранная им роль "жидкого" Терминатора Т-1000 в картине Джеймса Кэмерона. Неискушенный зритель вряд ли вспомнит остальные, а их на счету у этого артиста более сотни — в конце концов кому-то нужно играть в эпизодах. О том, в каких фильмах и зачем нужно искать Роберта Патрика — в материале проекта Weekend.
"Крепкий орешек 2"
До того, как сыграть роль своей жизни в "Терминаторе 2", Патрик неоднократно появлялся на экране во второстепенных ролях, застолбив за собой амплуа "плохого парня". В немалой степени формированию образа поспособствовало появление в одной из сцен "Крепкого орешка 2", посвященного террористическому захвату аэропорта. В очередной раз спасающему весь мир полицейскому Джону Макклейну (Брюс Уиллис) в ходе выполнения своей миссии приходится столкнуться с безжалостным наемником О'Рейли — его-то и играет Роберт Патрик. Почти мгновенно погибнув в ходе перестрелки, этот вспомогательный персонаж, у которого нет даже имени — одна фамилия, все же сослужил своему исполнителю добрую службу, так как именно в этой роли Патрика заметил Джеймс Кэмерон, присматривающий актеров для "Судного дня". "Жидкого" Терминатора актер сыграл всего через год после появления в "Крепком орешке".
![Кадр из фильма Крепкий орешек 2 Кадр из фильма Крепкий орешек 2](https://cdnn21.img.ria.ru/images/97469/29/974692948_0:0:976:658_768x0_80_0_0_3ed6017bdc85248862cc35140decd375.jpg)
Во второй части истории герой Арнольда Шварценеггера вновь прибывает из будущего, но уже в перепрограммированном виде и с благой целью — спасти Джона Коннора, сына Сары Коннор, которому в свою очередь предстоит вырасти и победить восставших против человечества роботов. Пока "хороший" Терминатор ищет одежду, неподалеку материализуется "плохой", а точнее "жидкий" — дело в том, что герой Роберта Патрика, усовершенствованная модель киборга Т-1000, здесь умеет принимать любую форму, а оттого почти неуязвим. Он просачивается через потолки и стены и ловит пули без вреда для здоровья, зато весьма эффектно — на месте огнестрельных ранений, даже в голову, остаются мгновенно затягивающиеся блестящие отверстия. Все это — заслуга компьютерных технологий, которые впервые были использованы для создания спецэффектов именно во втором "Терминаторе". Но вот непроницаемому выражению лица Т-1000 обязан Роберту Патрику — решительному и молчаливому красавцу-злодею в полицейской форме, который не только регенерируется и неустанно преследует семейство Конноров, но и отличается умом и сообразительностью, хитро перевоплощаясь даже в Сару и пытаясь тем самым обмануть всех и вся. Главные герои, конечно, тоже не лыком шиты и находят, наконец, способ победить врага: топят его в чане с кипящим металлом. Туда же отправляется и персонаж Шварценеггера, которому в итоге и досталась вся слава — очевидно, благодаря тому самому поднятому в финале большому пальцу. Что касается Роберта Патрика, то он в память о роли назвал дочь Остин — как полицейского, чей облик принял на земле его персонаж.
"Секретные материалы"
В большинстве фильмов герои Роберта Патрика задерживаются на экране ненадолго — такова уж незавидная участь голливудских злодеев и исполнителей эпизодических ролей. Однако, есть в фильмографии актера и исключения, и речь не только об отрицательных персонажах, вроде упомянутого выше "жидкого" Терминатора, дожившего до самого финала. К примеру, в сериале "Секретные материалы", из которого невнимательные зрители запомнили только Малдера и Скалли, Робер Патрик сыграл весьма заметную и не последнюю роль. Его персонаж по имени Джон Доггетт появляется в 8 и 9 сезонах — бывший морпех, а ныне агент ФБР поначалу возглавляет операцию по поиску в очередной раз пропавшего Малдера, но так и не найдя его, поступает на службу в злосчастный отдел секретных материалов и на какое-то время становится напарником Скалли, которому она вначале, конечно, не доверяет. В этом случае Роберту Патрику в каком-то смысле приходится играть роль, которую исполнила Джиллиан Андерсон в самом начале сериала — скептика, не верящего ни в каких инопланетян, — и работать бок о бок с превратившейся в сторонницу теории заговора Скалли. Общий язык эти двое все-таки находят, а позже находится и Малдер, которому Доггетт помогает избежать смертной казни — о дальнейшей судьбе персонажа ничего неизвестно, но "хочется верить". Зато Роберт Патрик за эту роль в 2001 году был удостоен американской научно-фантастической премии "Сатурн" как лучший телеактер.
В 1998 году на экраны вышел фильм Роберта Родригеса "Факультет" — леденящая душу история о пришельцах, вселившихся в школьных учителей. Оставим за скобками анализ сатирического изображения образовательной системы, пародийного изображения типичных героев слэшеров и других художественных особенностей этого выдающегося образца жанра и обратимся к персонажу Роберта Патрика, который здесь предстает во всей своей злодейской красе и терроризирует не кого-нибудь, а на тот момент молодых и восходящих звезд Голливуда — Элайджу Вуда и Джоша Хартнетта. Его тренер Уиллис оказывается одним из первых преподавателей, захваченных инопланетянами, и уже в начале фильма ведет себя весьма подозрительно — например, пытается убить директора школы. Дальше больше: Патрик не только весь фильм ходит с фирменным лицом хладнокровного мерзавца, всей своей мимикой показывая, что доверять ему не стоит, но и активно "заражает" коллег — в одной из сцен из его рта выползает похожее на слизняка существо и вползает в ухо жертвы, благодаря чему становится понятно, как инопланетные захватчики вселяются в людей. Главное разочарование заключается в том, что не физрук все-таки оказывается королевой пришельцев, хотя убедительнее Роберта Патрика в качестве отрицательного персонажа выглядят разве что нарисованные на компьютере злобные пришельцы.
![Кадр из фильма Факультет Кадр из фильма Факультет](https://cdnn21.img.ria.ru/images/97470/11/974701113_0:0:657:960_768x0_80_0_0_c9d64187c81747480c33b4f5aaf7afe1.jpg)
"Переступить черту", "Элвис. Ранние годы", или Кто еще убил Роберта Патрика
Неудачливый игрок из "Клана Сопрано", оборотень из "Настоящей крови", заклятый враг Сойера из "Остаться в живых" — все эти скромные эпизодические роли в громких проектах меркнут по сравнению с теми, которые сыграл Роберт Патрик в 2005 году. Совпадение или нет, но именно тогда актер появился на экране в двух музыкальных байопиках да еще и в двух по сути идентичных ролях — отца Джонни Кэша в "Переступить черту" и отца Элвиса Пресли в картине "Элвис. Ранние годы". Стоит отметить, что в последние годы Роберту Патрику достаются сплошь положительные роли, будь то опытный агент ЦРУ в ленте "Код доступа "Кейптаун" или же меткий стрелок-полицейский в "Охотниках на гангстеров". Возможно, наконец сбывается давняя мечта актера, в одном из интервью признавшегося: "Меня убивали Брюс Уиллис, Шварценеггер, Сталлоне, даже бывшая жена Брюса Уиллиса (героиня Деми Мур в "Ангелах Чарли" — прим.ред.). Однажды, однажды… возможно, меня не убьют".
![Кадр из фильма Переступить черту Кадр из фильма Переступить черту](https://cdnn21.img.ria.ru/images/97469/99/974699946_0:0:1724:800_768x0_80_0_0_7aa723330295f4ffc22af94f4af445ba.jpg)