НОВОСИБИРСК, 4 ноя — РИА Новости. Димитровский мост через реку Обь в Новосибирске, соединяющий Ленинский и Железнодорожный районы, был сдан в эксплуатацию ровно 35 лет назад — 4 ноября 1978 года. Корреспонденты РИА Новости ознакомились с архивными материалами и поговорили со специалистами о забытых фактах, связанных со строительством, и том, почему мост называется "Димитровским".
"Крысиная" река
В середине прошлого века в городском хозяйстве Новосибирска канализация была довольно непродуманной и неразвитой системой, не соответствующей как требованиям времени, так и потребностям активно растущего города.
Как рассказали РИА Новости сотрудники Музея города, когда-то в месте поворота улицы Ленина к вокзалу стоял водоотбойник — полая конструкция, направляющая поток воды.
А в водоотбойнике жили и активно плодились крысы. Периодически сточные воды выбивали крыс из водоотбойника, и целые семьи грызунов плыли в Обь. Их было так много, что это место — Михайловский лог, в народе называли "крысиной рекой".
Теперь горожане не помнят, что такое "крысиная река" и где она находилась. Однако именно на ее месте ежедневно проезжают несколько тысяч машин и автобусов.
Мост, по которому можно было переехать Обь на авто, был один — Октябрьский, сданный в 1955 году. Город разрастался, к 1970 году численность населения уже превышала 1,1 миллиона человек, и необходимость строительства еще одного мостового перехода стала очевидна.
Исходя из требований генплана Новосибирска, новый мостовой переход было целесообразно строить на месте Михайловского лога, что совпало с планами и временем реконструкции городской системы водоснабжения и канализации.
К строительству моста приступили в 1971 году после нескольких лет разработки и утверждения проектной документации.
Могло быть восемь полос
Сегодня специалисты, после увеличения максимально возможной скорости движения по мосту до 70 километров в час и изменения режима работы светофоров на подъездных дорогах, оценивают его пропускную способность в 4,8 тысячи автомобилей в час. Хотя у моста по-прежнему шесть полос и днем он нередко "стоит".
Финансовые ограничения стали и причиной того, что строительство моста и развязок было разделено на отдельные очереди. Первый этап включал сам мостовой переход и подъезды на правом берегу, второй — насыпь с путепроводом к ТЭЦ-2 на левом берегу и тоннельный путепровод под сортировочным парком на правом. Вторая очередь была выполнена в течение нескольких лет после приемки моста.
Уникальная конструкция
Мост стоит на семи опорах, пять из них установлены на дне реки. Таким образом создается шесть пролетов, два из них — судоходные.
Опоры, основа которых трубы-оболочки диаметром 1,6 метра, смонтированы на сваях, погруженных до скальной породы. Оболочки сначала устанавливались, потом после откачки воды заполнялись бетоном. Каждая опора имеет свою глубину погружения и свой метод установки.
Часть моста над водой, длиной 631 метр, сконструирована из балок с железобетонными плитами. Назначение стыковочных швов — не только соединение, но и компенсация подвижек металла при перепадах атмосферных температур.
Вес металлической части моста около 4,8 тысячи тонн, железобетонной — почти 13 тысяч тонн. Длина проезжей части моста — 701 метр, ширина — 30 метров. Общая длина моста, подъездов и развязок — 5 километров. Стоимость строительства составила, по разным данным, от 53 до 75 миллионов рублей.
Осенью 1978 года мост испытали. Максимальная нагрузка была создана сплошной колонной грузовиков со щебнем и другим тяжелым сыпучим строительным материалом. Колонна заполнила мост, конструкция выдержала, строители получили оценку "отлично". Когда самосвалы освободили мост, по нему с обоих берегов сплошными потоками прошли ликующие горожане и строители.
В торжественной обстановке при участии высоких партийных чинов 4 ноября 1978 года мост был открыт для движения. Строили мост специалисты нескольких трестов, Мостотряда-38, а также привлеченные комсомольцы. За участие в проектировании и строительстве два десятка специалистов были удостоены почетного звания "Лауреат премии Совета Министров СССР".
Откуда название
Сейчас этот мост известен как Димитровский. Горожане его также называют "Новый". Но есть гипотеза, что и "Димитровский" — название народное, данное мосту исключительно жителями города, поскольку он выходит на проспект Димитрова на правом берегу. По крайне мере, официальных документов о наименовании моста нет, или же они не сохранились.
Как ранее комментировали СМИ представители городского архива, наименование "Димитровский" начинает встречаться в документах только в 80-х годах прошлого века. А до этого он фигурировал в некоторых бумагах как "мостовой переход в Железнодорожном районе" или под другими подобными названиями.
В Музее Новосибирска считают, что мост был вполне официально назван Димитровским, однако документа о присвоении ему этого названия в музее тоже нет.
Собственно, малоизвестны обстоятельства наименования самого проспекта. Как поясняют в музее, для того времени наименования каких-либо объектов в честь революционеров других, дружественных СССР стран были довольно распространенным явлением. Но как именно принималось это решение, точно неизвестно.
Георгий Димитров (1882-1949 гг.) — активист болгарского и международного коммунистического движения, которого называли болгарским Лениным. После установления советского режима в Болгарии занял пост председателя Совета министров, затем — генерального секретаря ЦК БКП.
После смерти, также как и Ленин, был мумифицирован и помещен в специальном саркофаге в мавзолей в Софии. Однако после падения коммунистического режима в Болгарии, как сообщалось официально, по просьбе родственников он был похоронен. Мавзолей снесли в 1999 году.
Использованы данные из открытых источников, Музея г. Новосибирска и архивной службы.