Рейтинг@Mail.ru
Димитровскому мосту 35 лет: история про крыс, испытания и имя - РИА Новости, 01.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Димитровскому мосту 35 лет: история про крыс, испытания и имя

Читать ria.ru в
Дзен
Димитровский мост через реку Обь в Новосибирске, соединяющий Ленинский и Железнодорожный районы, был сдан в эксплуатацию ровно 35 лет назад - 4 ноября 1978 года. Корреспонденты РИА Новости ознакомились с архивными материалами и поговорили со специалистами о забытых фактах, связанных со строительством, и том, почему мост называется "Димитровским".

НОВОСИБИРСК, 4 ноя — РИА Новости. Димитровский мост через реку Обь в Новосибирске, соединяющий Ленинский и Железнодорожный районы, был сдан в эксплуатацию ровно 35 лет назад — 4 ноября 1978 года. Корреспонденты РИА Новости ознакомились с архивными материалами и поговорили со специалистами о забытых фактах, связанных со строительством, и том, почему мост называется "Димитровским".

Все новости региона читайте на РИА Новости Новосибирск >>

© РИА Новости / Павел Комаров Стыковочный шов на Димитровском мосту
 Стыковочный шов на Димитровском мосту

"Крысиная" река

В середине прошлого века в городском хозяйстве Новосибирска канализация была довольно непродуманной и неразвитой системой, не соответствующей как требованиям времени, так и потребностям активно растущего города.

Как рассказали РИА Новости сотрудники Музея города, когда-то в месте поворота улицы Ленина к вокзалу стоял водоотбойник — полая конструкция, направляющая поток воды.

Строительство оперного театра в НовосибирскеНародное гулянье на Старобазарной площади поселка Александровский
История в фактах: как испытывали мосты и заманивали жен в Новосибирск
Поток попадал в Михайловский лог, располагавшийся на месте нынешнего проспекта Димитрова — от площади Кондратюка до самой Оби. По этому логу сточные воды стекали в реку.

А в водоотбойнике жили и активно плодились крысы. Периодически сточные воды выбивали крыс из водоотбойника, и целые семьи грызунов плыли в Обь. Их было так много, что это место — Михайловский лог, в народе называли "крысиной рекой".

Теперь горожане не помнят, что такое "крысиная река" и где она находилась. Однако именно на ее месте ежедневно проезжают несколько тысяч машин и автобусов.

Мост, по которому можно было переехать Обь на авто, был один — Октябрьский, сданный в 1955 году. Город разрастался, к 1970 году численность населения уже превышала 1,1 миллиона человек, и необходимость строительства еще одного мостового перехода стала очевидна.

Исходя из требований генплана Новосибирска, новый мостовой переход было целесообразно строить на месте Михайловского лога, что совпало с планами и временем реконструкции городской системы водоснабжения и канализации.

© Фото : предоставлено Госархивом Новосибирской областиСтроительство Димитровского моста
Строительство Димитровского моста

К строительству моста приступили в 1971 году после нескольких лет разработки и утверждения проектной документации.

Могло быть восемь полос

Строительство третьего моста через Обь в Новосибирске, архивное фото
Третий мост в Новосибирске могут назвать Бугринским и Новониколаевским
Как один из вариантов обсуждался восьмиполосный мост. Но по ряду причин, в том числе финансовых, остановились на шести полосах. Пропускная способность Димитровского моста, по некоторым данным, рассчитывалась на 1,2 тысячи единиц транспорта, предполагалось, что она будет исчерпана к 1985 году.

Сегодня специалисты, после увеличения максимально возможной скорости движения по мосту до 70 километров в час и изменения режима работы светофоров на подъездных дорогах, оценивают его пропускную способность в 4,8 тысячи автомобилей в час. Хотя у моста по-прежнему шесть полос и днем он нередко "стоит".

Финансовые ограничения стали и причиной того, что строительство моста и развязок было разделено на отдельные очереди. Первый этап включал сам мостовой переход и подъезды на правом берегу, второй — насыпь с путепроводом к ТЭЦ-2 на левом берегу и тоннельный путепровод под сортировочным парком на правом. Вторая очередь была выполнена в течение нескольких лет после приемки моста.

Уникальная конструкция

Мост стоит на семи опорах, пять из них установлены на дне реки. Таким образом создается шесть пролетов, два из них — судоходные.

© Фото : предоставлено Госархивом Новосибирской областиУстановка опор Димитровского моста
Установка опор Димитровского моста

Опоры, основа которых трубы-оболочки диаметром 1,6 метра, смонтированы на сваях, погруженных до скальной породы. Оболочки сначала устанавливались, потом после откачки воды заполнялись бетоном. Каждая опора имеет свою глубину погружения и свой метод установки.

Единственную Новосибирскую набережную на правобережье Оби построили в 1950-1960 годах, фото из архива
Первая новая набережная должна появиться в Новосибирске в 2014 году
Для моста было выбрано конструктивное решение без болтовых соединений. Димитровский мост — цельносварной. Его цельнолитые конструкции, изготовленные по большей части в Улан-Удэ, соединяют около 25 километров хладостойких сварочных швов. Для этой сварки был разработан специальный аппарат, а строители прошли специальное обучение.

Часть моста над водой, длиной 631 метр, сконструирована из балок с железобетонными плитами. Назначение стыковочных швов — не только соединение, но и компенсация подвижек металла при перепадах атмосферных температур.

Вес металлической части моста около 4,8 тысячи тонн, железобетонной — почти 13 тысяч тонн. Длина проезжей части моста — 701 метр, ширина — 30 метров. Общая длина моста, подъездов и развязок — 5 километров. Стоимость строительства составила, по разным данным, от 53 до 75 миллионов рублей.

Осенью 1978 года мост испытали. Максимальная нагрузка была создана сплошной колонной грузовиков со щебнем и другим тяжелым сыпучим строительным материалом. Колонна заполнила мост, конструкция выдержала, строители получили оценку "отлично". Когда самосвалы освободили мост, по нему с обоих берегов сплошными потоками прошли ликующие горожане и строители.

© Фото : предоставлено Музеем НовосибирскаИспытание Димитровского моста
Испытание Димитровского моста

В торжественной обстановке при участии высоких партийных чинов 4 ноября 1978 года мост был открыт для движения. Строили мост специалисты нескольких трестов, Мостотряда-38, а также привлеченные комсомольцы. За участие в проектировании и строительстве два десятка специалистов были удостоены почетного звания "Лауреат премии Совета Министров СССР".

© Фото : предоставлено Госархивом Новосибирской областиОткрытие Димитровского моста
Открытие Димитровского моста

Откуда название

Сейчас этот мост известен как Димитровский. Горожане его также называют "Новый". Но есть гипотеза, что и "Димитровский" — название народное, данное мосту исключительно жителями города, поскольку он выходит на проспект Димитрова на правом берегу. По крайне мере, официальных документов о наименовании моста нет, или же они не сохранились.

Как ранее комментировали СМИ представители городского архива, наименование "Димитровский" начинает встречаться в документах только в 80-х годах прошлого века. А до этого он фигурировал в некоторых бумагах как "мостовой переход в Железнодорожном районе" или под другими подобными названиями.

© РИА Новости / Павел КомаровПешеходная лестница на Димитровский мост
Пешеходная лестница на Димитровский мост

В Музее Новосибирска считают, что мост был вполне официально назван Димитровским, однако документа о присвоении ему этого названия в музее тоже нет.

Собственно, малоизвестны обстоятельства наименования самого проспекта. Как поясняют в музее, для того времени наименования каких-либо объектов в честь революционеров других, дружественных СССР стран были довольно распространенным явлением. Но как именно принималось это решение, точно неизвестно.

Георгий Димитров (1882-1949 гг.) — активист болгарского и международного коммунистического движения, которого называли болгарским Лениным. После установления советского режима в Болгарии занял пост председателя Совета министров, затем — генерального секретаря ЦК БКП.

После смерти, также как и Ленин, был мумифицирован и помещен в специальном саркофаге в мавзолей в Софии. Однако после падения коммунистического режима в Болгарии, как сообщалось официально, по просьбе родственников он был похоронен. Мавзолей снесли в 1999 году.

Использованы данные из открытых источников, Музея г. Новосибирска и архивной службы.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала