Алексей Дёмин, РИА Новости
Вся страна 4 ноября отмечает День народного единства, несколько лет назад объявленный выходным. Этот день каждый может провести по-своему: погрузившись в домашние хлопоты либо отправившись на концерт или демонстрацию. Корреспондент РИА Новости попытался разобраться, что же празднуют в День народного единства и как его можно провести во Владивостоке.
Что празднуем, товарищи?
С одной стороны, День единства появился поздновато для очередной попытки забыть о советском прошлом: первое время его воспринимали исключительно как замену празднования Дня Октябрьской революции. С другой — рановато для поиска идеи, которая объединит россиян при новом строе.
Кстати, уже в первых социологических опросах отношение, которое показал народ к новому празднику, можно было назвать полным недоумением. В 2005 году россияне вместо одного назвали как минимум три повода для всенародных празднований. Большая часть утверждала, что 4 ноября — это День согласия и примирения. Недалеко от истины ушли сторонники варианта о Дне освобождения от польско-литовских интервентов. И только 8% были в курсе насчет Дня народного единства.
Все эти цифры и разнообразие мнений говорят о том, что власти удалось-таки объединить народ под эгидой одного праздничного события, и не суть важно, что каждый в этот день отмечает что-то свое в зависимости от собственной религиозности, консерватизма или знания истории.
Однако спустя восемь лет после учреждения нового "красного" дня стоит попробовать разобраться, о каком единстве в действительности говорит этот праздник. И существует ли в реальности тот повод, по которому, собственно, отдыхаем и пьем.
Москвичи, сибиряки, дальневосточники
Очень условно всех нас, россиян, можно разделить на три типа: москвичей, сибиряков и дальневосточников. Каждый тип сформирован особенностями региона, местностью, климатом, историей, в общем, средой, в которой мы родились, выросли и до сих пор еще растем.
Океан в одной части страны и река в другой создают свои модели развития регионов. На этом базисе прорастают первые зерна экономики, политики, общественного уклада и домашнего быта. Следуя логике всего этого своеобразия, местные жители начинают искать слово, которым можно себя описать. Вспомните, например, живших в Древней Руси древлян и полян.
Вот только различия между нами проявляются не дома, а в поездках в другие регионы. Услышать в Приморье обращение "Привет, дальневосточники!" вам вряд ли удастся. Дома у телевизора мы все — россияне, но стоит уехать в другой регион, вдруг оказывается, что в гости стучится дальневосточник, сибиряк или москвич.
Все это — не потому, что мы друг друга не любим: просто живем в разных малых мирах и общий большой мир видим по-разному. Хотя порой сложно бывает, живя в Приморье, чувствовать себя единым со всей Россией, когда знаешь, что едва ли тебе будут рады в Москве.
За Россию! За Приморье!
Та же самая география, которая сделала нас дальневосточниками, а жителей центральных областей — "условными москвичами", повлияла и на отношение к Дню народного единства. Здесь, в Приморье, дух этого праздника с каждым годом ощущается все слабее.
К 4 ноября во Владивостоке устраивают отдельные мероприятия вроде специально организованного концерта в филармонии, пойти на который можно лишь из чувства патриотизма. А такого, чтобы как на Первомай, чтобы организованно, с народом, гармошкой и с песнями, — этого нет.
Или, к примеру, в этом году жителей Владивостока на День народного единства зовут на выставку "Сокровища Гималаев". Сама по себе она хороша. Да вот только, глядя "со своим народом" на мандалу Авалокитешвары, я, скажем, едва ли задумаюсь о единстве россиян. Мысли, скорее, будут либо о том, как здорово там у них, в Гималаях, либо о том, что сегодняшний праздник — какая-то обидная формальность.
В итоге получается, что по сравнению с тем же юбилеем Приморского края, который отгремел всего неделю назад, День народного единства для меня лично как для жителя Приморья меркнет. Может быть, в этот праздник я почувствую единство с народом, когда примусь вместе с миллионами соотечественников за домашние дела, на которые так не хватает времени в будни.
Праздник с перчинкой
В целом же, по прошествии восьми лет после замены "Великой Октябрьской" на "изгнание поляков" в качестве повода для ликования и домашних дел, очевидно, что на данный момент народ, скучающий по демонстрациям, нашел себя в День народного единства только в двух массовых событиях: крестном ходе и "Русском марше". Кстати, маршировать, как вы помните, начали уже на второй год после учреждения нового праздника.
Именно с появлением "Русского марша" в Дне народного единства появилась некая перчинка. Оказалось, что у достаточно большого количества россиян единство получается почувствовать только против кого-то.
Пока в одной части страны в праздничный день почти ничего не происходит, другая пытается маршировать с имперскими флагами. Тут возникает вопрос, на который вряд ли получится ответить сразу: как, в сущности, хорошая идея нового праздника свелась к "Русским маршам"? Возможно, что-то пошло не так…
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.