ЛОНДОН, 4 ноя — РИА Новости, Денис Ворошилов. Около 500 исторических автомобилей приняли в воскресенье участие в ежегодном автопробеге по маршруту Лондон—Брайтон.
Впервые такой пробег был организован в 1896 году в ознаменование повышения скоростного ограничения для автомобилей с 4 миль в час до 14. С тех пор пробег проводился почти каждый год (за исключением времен Второй мировой войны) в первое воскресенье ноября, он является самым массовым автопробегом среди ретро-автомобилей в мире. В настоящее время в нем могут принять участие автомобили, созданные не позже 1905 года. Устроители отмечают, что пробег не является состязанием, и установили предельную скорость для участников в 20 миль в час (32 километра в час).
Пробег начинается ранним утром в лондонском Гайд-парке, который специально по этому случаю открывается для проезда автомобилей. Первый участник стартует в 07.00 утра и, если ему удается избежать поломок, через три с половиной часа пересекает финишную черту в Брайтоне.
Далеко не все "ветераны" преодолевают маршрут длиной в 85 километров — часть остается обездвиженными на старте, часть остается на обочине шоссе по всей протяженности маршрута. Сломавшиеся автомобили стали фирменной чертой гонки — уже при первом пробеге в 1896 году из 33 стартовавших машин до финиша добрались только 14. В прошлом году из 450 машин до финиша доехали 390, в этом году "потери" сопоставимы, однако точные цифры организаторы пока не назвали.
В этом году автомобилистам благоприятствовала погода, в прошлом году в день пробега был сильный ветер и дождь. Однако осенняя температура воздуха заставила водителей и пассажиров одеть зимние вещи — автомобили тех лет были в большинстве своем открытыми и не оборудовались отопителями.
"Автомобили, участвующие в гонке, собраны более 117 лет назад. Это делает сегодняшнее мероприятие уникальным. Вы можете проверить год выпуска каждой из машин — если на ней не будет соответствующей таблички, то ее владельцы с удовольствием поделятся историей", — рассказал представитель Королевского автомобильного клуба Джонатан Джилл.
В пробеге участвовали и иностранные гости, в частности, свои автомобили привезли любители старины из США, Ирландии, Нидерландов, Швейцарии, Канады, Германии, ЮАР, Австралии и Аргентины. Одними из самых старых участников пробега были Panhard et Levassor 1895 года выпуска и автомобиль на паровой тяге Salvesen 1896 года.
Автомобили на "альтернативном" топливе постоянно участвуют в пробеге, в основном это машины с паровыми котлами. Однако уже несколько лет один из спонсоров мероприятия — универмаг Harrods — выставляет для участия в гонке собственный электромобиль Waverley, построенный в американском Индианаполисе в 1901 году.
Harrods располагает одной из самых масштабных в Великобритании коллекцией исторических электромобилей — в 1913 году универмаг изучал вопрос рентабельности машин на бензиновом и электрическом ходу для доставки товаров и закупил парк электрических микроавтобусов американского производства. Несколько из них до сих пор используются при проведении специальных мероприятий высокого уровня. Всего универмаг использовал до 60 электромобилей, которые служили вплоть до 1960-х годов.
"Пробег в 60 миль — это серьезная дистанция даже для более современных электромобилей. Но этот Waverley в полном порядке. Никаких проблем, просто включаете зажигание и рулите. Только не стойте у него на пути — тормозные механизмы имеются только на задних колесах", — рассказал владелец и водитель автомобиля Майкл Уорд.
Он признался, что везет с собой запасные аккумуляторы, так как не знает, на сколько километров хватит заряда основной батареи.