Ведомству Меня отходит основная нагрузка "старого" Минрегиона – жилищно-коммунальный сектор, отрасль для России сложнейшая, специфическая, но и перспективнейшая. Более того, при грамотном управлении — готовый институт развития регионов и диверсификации экономики.
Расселение коммуналки Минрегионразвития
И все это – одно министерство. Как подобное можно было ужать, уложить в рамки целостной ведомственной стратегии развития (и может ли такая стратегия вообще существовать?), понять невозможно. Классическая коммунальная квартира – и та выглядит органичнее.
Во всяком случае, произошедшее отделение инфраструктурно-инвестиционной части министерства от контрольно-модерирующей выглядит логичным даже без возможных коннотаций с обостряющимся в последнее время вопросом межнациональных отношений.
Значительное же сокращение бюджетов по части федеральных проектов (завершение саммита АТЭС-2012, ликвидация государственного инвестиционного фонда, грядущее завершение сочинских трат) переносит акценты на проблематику развития ЖКХ, что требует продуманной сфокусированной работы без отвлечения на непрофильные функции. Теперь этим займется министерство Михаила Меня.
Комплекс неполноценности ЖКХ
Инфраструктура ЖКХ — это очень специфическая часть экономики. Именно экономики, так как этот сектор в силу своего титанического объема (4,2 трлн рублей в 2012 году – чуть менее 7% ВВП) потенциально способен и генерировать технологии (энергосбережение и малая энергетика, новые материалы и т.п.), и задавать ритм целым отраслям промышленности, выпускающим для него продукцию.
Так, в крупных российских городах свои проблемы – там хозяйство получало средства на расходы, но развивалось экстенсивно и все равно не справляется с эксплуатационной нагрузкой. Ему категорически требуется реструктуризация на базе внедрения новых технологий.
В глубинной же России ЖКХ попросту разваливается под действием времени. Там парадоксально сложились все условия для внедрения тех самых новых технологий, ибо у них нет конкурента в лице текущих подходов "по-старому", щедро залитых столичными объемами денег. Но на это как раз не выделено никаких средств.
А ведь есть еще и смежные отрасли: городское хозяйство, дорожное строительство и, что особенно важно, строительство жилищное. Даже осторожная оценка этого комплекса расходов легко превосходит 10 трлн рублей в год.
Потенциально — драйвер и кормилец
Некоторые эксперты полагают, что этот отраслевой конгломерат мог бы стать ведущим драйвером, на котором можно разогнать экономический рост. Других секторов сопоставимого масштаба в народном хозяйстве пока не выявлено: сырьевой экспорт страдает от падения прибыли, а "оборонка", к сожалению, при всей своей важности обладает крайне низким мультипликатором (грубо говоря, влиянием рубля, потраченного в отрасли, на остальную экономику).
Что интереснее, жилищно-коммунальный и строительный сектор при грамотном управлении способен стать гигантским кормильцем для малого и среднего регионального бизнеса – как сервисного, так и производящего. То есть готовый институт развития регионов и диверсификации экономики, жестоко страдающей от монополизации бизнеса и территориальных диспропорций в распределении доходов.
Новое министерство – это министерство зарытого в землю золота. Во всех возможных смыслах, включая и самые беззаконные.
Какие драконы сторожат этот клад? В основном – изношенные фонды, отсутствие нормативной базы и насквозь коррумпированная система управления, благодаря которой на коммуналке очень легко воровать, но порой практически невозможно как следует работать.
Что характерно, стоящее, казалось бы, в стороне жилищное строительство страдает теми же проблемами, в том числе при решении вопросов с землеотводом и подключением к инженерным сетям.
Кроме того, новому ведомству отходят федеральные инвестпроекты, в том числе олимпийские. А там не за горами и будущее строительство спортивных объектов чемпионата мира по футболу 2018 года. Перспективы самые многообразные.
То, что это золото будет выкопано из земли, сомнений нет. Весь вопрос в том, на что его удастся потратить. Ставки, напомним, крайне высоки: речь — при удаче — может идти о вытягивании российской экономики из стагнации. Второй сопоставимой возможности может уже и не быть.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции