МОСКВА, 1 ноя — Прайм. Российские эксперты не согласны с прогнозами Morgan Stanley о том, что в мире грядет серьезный дефицит вина из-за снижения производства и роста потребления в Китае и США.
Все новости экономики и бизнеса на сайте агентства Прайм >>
Ажиотажный спрос на вино, возникший в 2008-2009 годах, сейчас спал, и в мире все больше преобладает тенденция перехода на крепкие напитки, россияне же всегда в массе предпочитали крепкий алкоголь, а вина, если и пьют, то преимущественно отечественные, полагают специалисты отрасли, опрошенные агентством "Прайм".
Из опубликованного ранее аналитического обзора инвестбанка Morgan Stanley, следует, что с 2008 года потребление вина в целом по миру возросло на 8%, а в Китае — удвоилось. При этом производство вина после пика в 2004 году стабильно снижается, в прошлом году сокращение стало максимальным за 40 лет. В результате с 2006 года спрос на глобальном винном рынке превышает предложение, и на сегодняшний день дефицит составляет примерно 300 миллионов ящиков в год.
Надежды на Китай не оправдались
По мнению Morgan Stanley, существующий дефицит будет нарастать, поскольку потребление продолжает расти, а плохая погода этим и прошлым летом не способствовала хорошему урожаю. Поворотным пунктом для винодельческой отрасли, по данным аналитиков, стал 2010 год, когда экономический кризис в Европе заставил многих виноделов закрыть свой бизнес, и площади виноградников сократились.
Российские эксперты не разделяют пессимистичных выводов Morgan Stanley. По их данным, дефицита винной продукции в мире нет. "Надежды Европы на китайский и другие азиатские рынки не оправдались — спрос там стабилизировался и сейчас если растет, то мизерными темпами", — сказал "Прайму" директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз.
По его словам, сокращение площадей виноградников в ЕС в середине 2000х годов было связано с перепроизводством. "Хорошо известно, что в 2006-2007 годах наметилось очень серьезное перепроизводство, и Европейский союз дотировал крестьян, которые соглашались выкорчевывать свои лозы и высаживать другие культуры", — соглашается член совета директоров, винный эксперт ведущего российского винного импортера Simple Group Сандро Хатиашвили. При этом закрывались наименее востребованные производители вин, уточняет он.
В мире сейчас нет ажиотажного спроса на вино, даже китайские и американские покупатели поубавили аппетит, полагает эксперт. "Китай и другие азиатские страны были очень активны в период с 2008 по 2012 год, скупая все и вся в премиальном сегменте", — вспоминает Хатиашвили. На американском рынке, по его словам, всплеск активности происходит, как правило, в годы очень хорошего урожая, какими были, например, 2009-2010 годы в Бургундии и в других востребованных регионах.
"В эти годы вино стало предметом активных спекуляций: в 2009 году, например, за две недели цена за бутылку известного вина подскочила с 700 до 1200 евро", — рассказывает Хатиашвили. Теперь, по его словам, снова наступили неспекулятивные годы. "На фьючерсных дегустациях в Бордо становится понятно, где и какой будет спрос и, если до 2012 года китайцы приезжали огромными толпами, то в прошлом году на дегустациях было тихо", — пояснил винный эксперт.
Дефицита в России не будет
В Simple Group уверены, что в России дефицита вина не будет, и рассчитывают, что российский рынок продолжит расти на 10-12% ежегодно. Впрочем, некоторые коррективы в потребление вина россиянами кризис все же внес. "При потреблении прежних объемов — 7,5-8 литров на человека в год, стоимостные объемы снизились — средняя цена бутылки резко упала за последние пять лет", — констатирует Хатиашвили
"Дефицита и в мире быть не может, поскольку потребление вина снижается. Со времен кризиса в винных странах пьют меньше вина, в пивных — пива, потому что люди пьют крепкий алкоголь как антидепрессант", — считает Дробиз. По его мнению, подобные спекулятивные заявления нужны для создания ажиотажа и роста спроса на вино.
При этом Хатиашвили отметил, что, действительно, из-за плохих погодных условий в 2013 году европейцы пострадали. "Наши французские партнеры из северных регионов, которые больше всего пострадали из-за плохой погоды, три недели назад предупредили нас о том, чтобы мы не тратились на раскрутку их вин, поскольку они не смогут увеличить объемы поставок в текущем году", — рассказал он.
Как отметил Дробиз, в прошлом году в РФ было выпито около 400-420 миллионов литров российского вина и около 250 миллионов литров импортного. Однако половина российского вина делается из импортных виноматериалов. По его словам, доля импортного вина в структуре потребления растет — если два года назад соотношение российского и импортного вина было 68% на 32%, то сейчас 60% на 40%.
Согласно данным Росстата, в РФ в январе-сентябре 2013 года продажи винодельческой продукции увеличились на 4,9% — до 67 миллионов декалитров, продажи вина сократились на 0,2% — до 45,3 миллиона декалитров.