Вадим Дубнов, политический обозреватель РИА Новости.
Контрольно-дисциплинарный комитет УЕФА наказал ЦСКА, обязав закрыть сектор D на химкинском стадионе, где команда в очередном раунде Лиги чемпионов 27 ноября сыграет с "Баварией".
На тех видеозаписях, которые появились в интернете после матча, ничего экстраординарного вроде бы не слышно. С другой стороны, обвинения Туре подтвердил еще один темнокожий полузащитник "Манчестер Сити" Фернандиньо (в Манчестер бразилец переехал из Донецка, где, по его словам, такого не было). Показания болельщиков, присутствовавших на матче, расходятся: фанаты ЦСКА сходу отметают все обвинения, а более нейтральные любители футбола подчеркивают, что в тот день на трибунах все было "как всегда", ничего необычного. Обычный российский стадион, с обычным поведением фанатов.
Какой такой расизм?
Сам Туре отнесся к инциденту со всей серьезностью и даже призвал темнокожих футболистов бойкотировать российский чемпионат мира по футболу. Впрочем, то, что с бойкотом он хватил через край, тут же признали практически все, и в английских футбольных кругах в том числе.
Поскольку болельщиков ЦСКА УЕФА поймала на подобном впервые, наказание (согласно правилам КДК) вышло почти формальным. Возможно даже, что ЦСКА ответил в данном случае не столько за конкретные выходки своих фанатов на том матче, сколько за репутацию российского болельщика вообще. Что называется, по совокупности, российский болельщик на серьезные меры уже давно наиграл. Ведь ни скандал в Химках, ни решение КДК УЕФА для тех, кто знает о происходящем на российских трибунах, сенсацией не стали.
С футбольным расизмом международные футбольные организации бьются с той же увлеченностью, что и с футбольной коррупцией. Футбол – один из самых непрозрачных и криминальных из всех великих бизнесов, и, конечно, Россия в авангарде, и это объективно, как сами экономические законы. С расизмом сложнее.
ФИФА и УЕФА заставляет перед матчами обмениваться вымпелами о борьбе с расизмом игроков на всех континентах. И не только в Восточной Европе, в которой проблема стоит острее, чем в Западной, по той же самой причине, по которой за неонацистов в Германии охотнее голосуют в экс-социалистических землях, а не в плотно над собой поработавших западных.
Но в этом сюжете запад есть запад, а восток есть восток еще по одной причине. И тоже не совсем футбольной. Ведь один очень серьезный отечественный футбольный функционер в свое время не лукавил, он искренне не понимал, отчего всех так возмущала демонстрация банана Веллитону и лозунг "Monkey, go home!": "Почему, когда русского футболиста козлом называют, это нормально, а когда чернокожего обезьяной – это сразу расизм?".
А какая была первая реакция у руководства ЦСКА по поводу заявления Туре? Президент клуба Евгений Гинер ведь тоже не лукавит, он тоже искренен: "В ЦСКА играют африканцы, бразильцы – у нас у самих хватает темнокожих игроков! Какой расизм?".
Свой Думбия против чужого Туре
То, что фраза "Какой я антисемит, если у меня половина друзей евреи?" давно звучит как анекдот, очень многие не подозревают, как герой Мольера не знал, что разговаривает прозой.
Те, кто кидает банановую кожуру на поле чужим темнокожим футболистам, не считают себя расистами, потому что рукоплещут своим Вагнеру и Думбии.
Но где все неслучайно, закономерны даже совпадения. Не успели в УЕФА вывесить на свой сайт сообщение своего КДК по делу ЦСКА и Туре, как в Ярославле болельщики "Спартака" принялись жечь стадион.
Там не было расизма, просто на следующий день в сети появится снимок фанатов с флагом со свастикой. И ведь наверняка тот, кто его развернул, искренне обидится, если кто-то назовет его фашистом. Он, может быть, даже скажет: "Да мы всегда в знак преданности своей команде руку выбрасываем в приветствии – зига-зага называется…".
Впрочем, не перейдет. Теперь уж наверняка.
Понять Гинера
В толпе позволено то, что не позволено там, где каждый отвечает за себя. Фанатские сектора – самые неудобные для наслаждения игрой, но фанаты зачастую и не смотрят на поле. Не для того они здесь.
Здесь свой этический кодекс, и в его рамках расизм – не расизм и фашизм – не фашизм. Точно так же, как буйство – не буйство, а за горящие файеры клубы иногда сами готовы заплатить штраф как за наименьшее зло, доставляемое собственными фанатами.
Здесь можно жечь флаги, хоть государственный, хоть клубный, хоть нелюбимого субъекта федерации. Здесь можно говорить гнусности про Льва Яшина – где и кто себе еще такое позволит?
Президент ЦСКА объяснил: "Какой расизм может быть в России? У нас полстраны – не белые люди…" Интересно, какие?
Расистов полно везде, и, наверное, Фернандиньо просто немного повезло, что в Донецке он был своим. И у нас тоже расизм не оправдывается, просто это не расизм, вот и все.
Провокация, уверен Гинер. Судья-румын неслучайно не дал пенальти: "Наверное, мы виноваты в том, что Чаушеску находился в Румынии у власти. Поэтому у нынешней румынской молодежи такая ненависть к СССР, который кормил их страну, и России… А сейчас им, видите ли, хорошо, они европейцы…".
И ведь тоже, наверное, совершенно искренне. На трибунах поймут правильно. И не только на трибунах.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции