Константин Богданов, обозреватель РИА Новости.
Силы и средства последнего дня
Со стороны РВСН были проведены два запуска межконтинентальных баллистических ракет (МБР) по полигону Кура на Камчатке. Из района Плесецка запущена ракета РТ-2ПМ (РС-12М) "Тополь" 14-й ("йошкар-олинской") ракетной дивизии. Из позиционного района 13-й ракетной дивизии под Домбаровским (Оренбургская область) запущена шахтная ракета Р-36М2 (РС-20В) "Воевода".
Также прошли стрельбы оперативно-тактических ракетных комплексов "Искандер" и "Точка-У" (четыре запуска).
Дальняя авиация также участвовала в учениях. Шесть экипажей бомбардировщиков Ту-95МС выполнили боевой вылет, в ходе которого были нанесены учебные удары тремя крылатыми ракетами по целям на бурятском полигоне Телемба. Также можно вспомнить (хотя это официально и не причисляется к проверке ядерных сил), что в данный момент "в соответствие с планом боевой подготовки" два бомбардировщика Ту-160 находятся в западном полушарии в Никарагуа.
Также прошли тренировки сил воздушно-космической обороны. С полигона Сары-Шаган в Казахстане противоракетой был поражен имитатор баллистической цели. На полигонах в Ашулуке и Капустином Яру прошли стрельбы дальнобойных ЗРС С-300ПМУ-2 "Фаворит" и С-400 "Триумф"; прикрытие их районов развертывания обеспечивались ЗРПК "Панцирь-С".
Говорить о внезапности проверок в последний год стало модно, но тут дело сложнее. Можно одним ударом поднять по тревоге мотострелковую часть и выдвинуть ее в район развертывания.
Но вот устроить внезапные стрельбы межконтинентальными ракетами несколько затруднительно. Для этого как минимум нужно поставить на позиции ракеты с соответствующим учебным боевым оснащением, а в случае с подводным ракетоносцем – еще и выпихнуть его в море. С зенитными стрельбами все еще сложнее: нужно завезти личный состав на полигоны и передать им технику, с которой они будут работать.
Неофициальная информация о том, что на осень запланированы крупные учения стратегических ядерных сил (СЯС), появилась еще несколько месяцев назад. Информация о стрельбах оперативно-тактических ракет и противоракет тоже была доступна заранее.
В ряду прочих
Масштаб учений серьезный, но отнюдь не запредельный даже для активизации боевой подготовки последних лет. Так, в октябре 2010 года уже проводились учения СЯС, включавшие четыре запуска ракет сухопутного и морского базирования. В октябре 2012 года такие же учения включали в себя три пуска, а также стрельбу бомбардировщиков Ту-95МС и Ту-160 стратегическими крылатыми ракетами по воркутинскому полигону Пембой.
В этом году смотр сил и средств грядущего апокалипсиса масштабнее, но все-таки до лучших образцов советского времени пока не дотягивает. Так, в августе 1991 года в ходе операции "Бегемот-2" впервые в истории стреляли полным боекомплектом стратегического подводного ракетоносца. 16 ракет была запущено с борта лодки К-407 (ныне "Новомосковск") с интервалом в 14 секунд в рамках отработки схемы боевого применения ядерных ракет по сигналу о том, что "началось".
Еще более известный эксперимент развернулся 18 июня 1982 года в рамках учений "Щит-82", проходивших на фоне начала ливанской войны. Легендой учений чуть ли не впервые в истории официально был превентивный (разоружающий) ядерный удар по США. События 18 июня 1982 года произвели изрядное впечатление на натовских специалистов; эта часть учений впоследствии стала широко известна под прозвищем "семичасовая ядерная война".
Судите сами. Запуск БРПЛ Р-29Р с борта ракетоносца К-92. Запуск мобильной ракеты средней дальности "Пионер". Запуск двух шахтных МБР УР-100 с Байконура, которые были перехвачены с Сары-Шагана противоракетами А-350Р. Вывод на орбиту двух спутников (навигации и фоторазведки) плюс атака ранее выведенного спутника специальным перехватчиком (отработка борьбы с орбитальной группировкой противника). Ну и по мелочи: крылатые ракеты воздушного и морского базирования, тренировки зенитчиков и стрельбы оперативно-тактическими баллистическими ракетами.
Планировалось нечто еще более грандиозное: старт сразу 14 межконтинентальных ракет из разных позиционных районов по сигналу с управляющей ракеты системы "Периметр" да раннее проведение того самого подводного "Бегемота". Но, во-первых, это было признано расточительным, а, во-вторых, решили не дразнить "вероятного противника", который и так сделал стойку на эти учения, всерьез посчитав, что Союз изготовился к разоружающему контрсиловому удару.
Дежурная отработка
В этот раз проверка боеготовности не включала в себя новые системы. "Тополь" запускали старый (не "Тополь-М", а эти ракеты серьезно отличаются), не было пусков ни РС-24 "Ярс", ни "Булавы", ни новейшего комплекса РС-26 "Рубеж" (потихоньку вырисовывающегося из тумана защиты гостайны), который со следующего года пойдет в войска.
В любом случае, без успешного проведения таких учений не имеет смысла говорить не только о боеспособности ядерных сил, но и об обороноспособности страны как таковой. Даже в годы резкого сокращения военных расходов российское руководство приоритетно финансировало развитие "стратегов", понимая, что это, в конечном итоге, краеугольный вопрос национального суверенитета: не будет действующего ядерного оружия – не будет и всего остального.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции