- Последние 9 месяцев банк ВТБ в Томской области демонстрирует хорошие показатели роста бизнеса, его кредитный портфель вырос на 23%. Как вы этого добились?
— Действительно, кредитный портфель увеличился на 23%, а объем выдач составил более 4 миллиардов рублей, из которых 73% было выдано представителям среднего бизнеса. Доля нашего банка на региональном рынке кредитования выросла с 5% в начале года до 6,7% на 1 октября. Учитывая динамику роста кредитного портфеля можно рассчитывать, что доля банка на региональном рынке кредитования увеличиться до 8%. Мы традиционно входим в тройку лидеров банковского рынка.
В текущем году банк достиг хороших показателей и в развитии гарантийного бизнеса: портфель банковских гарантий вырос в 7 раз. Порядка 60% составили гарантии, выданные в обеспечение контрактов, которые были предоставлены по поручению ведущих предприятий атомной, энергетической и строительных отраслей.
Этот успех стал возможен благодаря слаженной работе менеджеров и тому доверию, которое оказывают нам клиенты — со многими из них нас связывает многолетняя история сотрудничества.
- Какими новыми клиентами прирос банк в регионе с начала 2013 года?
— Традиционно активно ВТБ работает с субъектами РФ, муниципалитетами и предприятиями реального сектора экономики. В Томском регионе основная доля корпоративных клиентов приходится на предприятия пищевой промышленности — 45%, торговли — 27%, машиностроения – 12%, строительства —11%.
В текущем году наметилась новая тенденция: к нам все чаще приходят региональные торговые сети: продуктовые ритэйлеры, автодилеры, а так же предприятия, работающие в сфере высоких технологий. Работа с представителями этих отраслей позволяет нам реально оценивать тенденции, происходящие на рынке, и активно подстраиваться под запросы клиентов. Мы точно видим, где востребованы наши продукты, и активно идем в эти сферы, мы не сегментируем и не сужаем потенциальный рынок клиентов. Недавний визит заместителя президента-председателя правления банка ВТБ Михаила Осеевского в Томск продемонстрировал интерес со стороны клиентов – и действующих, и потенциальных — к нашим предложениям. У нас также есть ряд проектов, которые мы готовы реализовать совместно с муниципальными властями.
- ВТБ активно сотрудничает с предприятиями среднего бизнеса. Какие банковские продукты вы предлагаете?
— Средний бизнес интересен и важен для банковского сектора. Во-первых, такой бизнес обеспечивает диверсификацию кредитного портфеля и его стабильность, во-вторых, открывает широкие возможности для развития транзакционного бизнеса. Мы делаем упор на комплексную работу с такими компаниями – помимо кредитования, полностью закрываем потребности клиентов в проведении расчетных и кассовых операций, активно предлагаем продукты, позволяющие получать дополнительный доход от размещения временно свободных денежных средств, проведение операций в части международных расчетов и валютного контроля, торговый эквайринг. Словом, мы предлагаем весь спектр банковской продукции. Упор делаем на качество продукта, на его адаптацию под потребности каждого клиента.
- В последнее время наметилась популярная тенденция — преобразование филиалов банков в операционные офисы. Вы тоже пошли по такому пути. Скажите, как клиенты банка ВТБ отнеслись к этим переменам?
— Реформа региональной сети ВТБ направлена на минимизацию издержек, в том числе за счет стандартизации и унификации бэк-офисных функций, благодаря переносу этой работы в Центры операционной поддержки (ЦОПы). Благодаря этому мы приобрели, образно говоря, «свободу действий»: наши бизнес и кредитные подразделения получили возможность больше внимания уделять индивидуальной работе с каждым клиентом. Уход сервисных, вспомогательных функций в ЦОПы облегчил нам жизнь. И наши финансовые показатели подтверждают это.
- Насколько уверенно банк ВТБ чувствует себя на рынке, и ощущает ли он активизацию конкурентов?
— Число игроков на рынке банковских услуг региона постоянно растет. Только с начала текущего года в Томске было открыто порядка пяти структурных подразделений крупных федеральных банков, а всего в регионе работает 50 кредитных организаций. Конкурентная борьба за корпоративного клиента – целевого для нас, идет очень жесткая. Часто клиента завлекают демпинговыми ценовыми условиями, которые элементарно не покрывают себестоимость банковских услуг, ставка делается на агрессивный захват рынка. К счастью для нас, региональные клиенты очень взвешенно и обстоятельно подходят к выбору банка-партнера, делая ставку на его стабильность и надежность.