САМАРА, 28 окт – РИА Новости, Елена Лычева. Строительство одной из шести особых экономических зон России – ОЭЗ "Тольятти" — перешло в активную стадию. Зарубежные инвесторы начали возведение своих производств. Руководитель ОЭЗ, – по сути, нового промышленного района в городе автостроителей, – Алексей Пахоменко рассказал о том, как убеждает иностранцев инвестировать в Россию.
Еще год назад особая экономическая зона "Тольятти" представляла собой огороженное поле длиной 5,4 километра и шириной 1,3 километра, расположенное недалеко от крупнейшего российского производителя легковых автомобилей – "АвтоВАЗа". Иностранные инвесторы, которым предлагалось вложить миллионы в строительство своих заводов на территории ОЭЗ, с сомнением смотрели на графики и планы создания промышленной зоны. Сегодня строительство начали четыре крупных иностранных компании. В следующем году к строительству заводов приступят еще одиннадцать. Через шесть лет на этой площадке будут работать 14 тысяч человек.
– Давайте пофантазируем. Что будет на этом участке через десять лет?
— Через десять лет это будет полностью обустроенная промышленная площадка с действующими производствами, выпускающими сложную и востребованную рынком продукцию. Я бы назвал это "общежитием заводов". Сейчас мы активно занимаемся воплощением этих планов в реальность.
— Мы ведем строительство сетей водоснабжения, водоотведения, ливневой канализации, газоснабжения, электроснабжения, дорог. Одновременно на площадке строятся четыре завода: GM-AVTOVAZ (производство кузовов для автомобилей Chevrolet NIVA нового поколения, — прим.ред.), "Нобель Автомотив Русиа" ("дочка" турецкой Orhan Holding A.Ş., производит автокомпоненты: топливопроводы, стеклоомыватели, гибкие тросы, каркасы сидений и т.д. – прим.ред.), "Эдша Тольятти" (принадлежит немецкой Edscha Holding Gmbh, производит автокомпоненты: петли дверей, капота, багажника, ограничители открывания дверей, рычаги ручного тормоза и др. – прим. ред.) и "ТПВ РУС" (российско-словенское предприятие, производит автомобильные сиденья – прим. ред.).
– Какие сложности возникали при строительстве?
— К сожалению, в стране такие крупные проекты давно не реализовывались. Строительные компании и проектные организации уже подзабыли, что такое масштабное промышленное строительство. Сроки проектирования часто затягиваются. Качество проектов не всегда соответствует ожиданиям. Начав строительство, мы столкнулись с тем, что подрядные компании не готовы к таким темпам строительства и уровню требований, предъявляемых иностранными инвесторами. Утеряны специалисты. Прошла смена поколений. То поколение, которое пришло, не имеет опыта строительства таких больших объектов. И, по сути, учится на ходу.
– Иностранные инвесторы верят в то, что в России можно работать, что сюда можно вкладывать деньги?
— Я бы задал встречный вопрос. А насколько мы верим, что Россия будет развиваться в ближайшие двадцать-тридцать лет? Мы пытаемся. Вот и они пытаются. Если ты не веришь в себя – в тебя никто не верит. Это вопрос, который больше относится к ментальности, к нашим привычкам, к нашему самоопределению, самооценке. У иностранцев, когда они приезжают в Россию, возникает некий диссонанс. Они приходят к нам, видят нашу команду, людей на стройке и начинают верить в успех проекта. А потом читают в интернете скептические замечания наших сограждан: "А, все равно все попилят, разрушат". Можете себе представить, что рождается в голове человека, который первый раз в нашей стране. Но они верят, и, к счастью, верят больше, чем мы.
– Сложно находить общий язык с иностранцами? Какое у них представление о России?
— Первое время при работе в России многие иностранцы удивляются, что русские, например, говорят по-английски. Для многих это открытие. И не только это.
У нас было турне по Японии. Один из крупнейших японских банков приглашал нас с целью представить регион и проект ОЭЗ на их семинаре под названием "Инвестируйте в Россию", который проводится семь лет подряд. Основным спикером был руководитель банка, который рассказывал японским бизнес-кругам о том, что их организация успешно работает в России и что наша страна – это перспективный рынок для осуществления инвестиций.
Порядка 400 человек участвовали в данном семинаре.
Японский коллега, который представлял Россию, показывал фотографии и говорил: "Посмотрите, у них есть японский ресторан". И на первой презентации он меня спросил: "Пахоменко-сан, а сколько в вашем городе японских ресторанов?". Я растерялся, но сказал наугад: "семь", хотя думаю, что больше. Он повторил: "семь". И аудитория зааплодировала. Они очень ценят старания сблизить культуры наших стран.
Сейчас очень много людей, которые искренне любят Россию, поняли ее, живут здесь, везут сюда семьи.
— Сколько компаний уже пришло в ОЭЗ?
— Пятнадцать. Строительство первых двух заводов на территории ОЭЗ будет закончено в следующем году.
– До конца года нам ждать каких-то новых резидентов?
— Мы ожидаем еще две компании. Показательным будет следующий год. У нас много компаний, которые не успевают до конца года подготовить документы. Альянс АВТОВАЗ-Renault-Nissan подталкивает своих поставщиков к локализации. И поставщики идут к нам.
Основной срок, который ставит Альянс, – 2015 год. Для того, чтобы в 2015 году поставщикам автокомпонентов уже запустить производство, им нужно выйти на стройплощадку в апреле следующего года. Все это понимают.
– Сколько стоит строительство ОЭЗ "Тольятти" для бюджета страны и региона?
— Восемь миллиардов рублей – это полный объем инвестиций со стороны бюджетов. Кроме того, еще 5,6 миллиарда рублей вкладывают энергоснабжающие организации, которые получают в лице резидентов ОЭЗ стабильного потребителя. В этом смысле мы – достаточно эффективный проект, мы привлекаем много внебюджетных средств.
– Сколько рабочих мест будет создано?
— Больше пяти тысяч рабочих мест определены в утвержденных бизнес-планах компаний, которые уже стали резидентами особой экономической зоны. Наши стратегические планы: до 2030 года – тридцать тысяч рабочих мест.
– ОЭЗ будет огромным промышленным районом. Как решается вопрос с транспортной инфраструктурой?
— До недавнего времени у нас оставалась одна нерешенная проблема. Когда ОЭЗ начнет работать на полную мощность, на севере города сформируются два крупных промышленных узла: АВТОВАЗ и ОЭЗ, равные по площади, сопоставимые по грузопотоку. Было предложено решение по расширению дорог, которое будет реализовываться поэтапно. Но это не решает главной проблемы – отвода грузовых потоков от города.
В мае прошлого года, когда в должность губернатора Самарской области вступил Николай Меркушкин, он приехал с инспекцией в ОЭЗ и спросил, какой у нас самый ключевой вопрос. Я рассказал, что нам нужно решать вопрос с логистикой. Это вопрос не сегодняшнего дня. Но если к 2020 году мы не решим эту задачу, город захлебнется от количества машин. И тогда вопрос был поднят на федеральном уровне. И было принято решение по строительству моста через Волгу в районе Тольятти. В результате мы получаем прямой выход на федеральную трассу М-5.
Когда поднимался вопрос о строительстве ОЭЗ, в Тольятти было порядка 20 тысяч безработных. Сейчас уровень безработицы в городе очень низкий — меньше одного процента. Очевидно, что в ближайшее время нам необходимо будет привлекать персонал со стороны, чтобы удовлетворить растущие потребности особой экономической зоны.
Мы инициировали работу по поиску перспективных площадок для строительства жилья, и губернатор поддержал нас. По нашим подсчетам, с учетом создания 30 тысяч рабочих мест до 2030 года, с учетом "коэффициента семьи", нам необходимо жилье для 100 тысяч человек. Это примерно площадь Комсомольского района Тольятти (один из трех районов города – прим. ред.). Сейчас отбираются площадки как внутри города, так и за его пределами, где это строительство мы могли бы развернуть.
У нас есть возможность по закону привлечь средства из федерального бюджета для развития социальной инфраструктуры. После того, как проектные работы будут завершены, мы будем обращаться к федеральным властям, чтобы часть расходов была компенсирована из федерального бюджета.