Наталия Григорьева
Фильма "Советник", который на этой неделе выходит в российский прокат, ждали и критики, заинтригованные совместной работой режиссера Ридли Скотта и сценариста Кормака МакКарти – 80-летнего американского классика, автора превратившихся в фильмы романов "Старикам тут не место" и "Дорога", и зрители, которых заранее привлек внушающий доверие актерский состав: Майкл Фассбендер, Хавьер Бардем, Пенелопа Крус и Камерон Диас в главных ролях, Брэд Питт – во второстепенной. И тех и других по окончанию просмотра ждет если не разочарование, то, уж по крайней мере, недоумение – и в этом единственная очевидная заслуга картины.
По всем признакам успешный безымянный адвокат, к которому здесь обращаются исключительно "Советник" (Фассбендер), собирается сделать предложение любимой женщине (на момент съемок беременной и неловко скрывающей это Пенелопе Крус) и параллельно ввязывается в аферу, задуманную приятелем по имени Рейнер (взъерошенный Бардем). Последний, по стечению обстоятельств, — на короткой ноге с мексиканскими наркокартелями, живет в особняке с бассейном, встречается с властной блондинкой со странным именем Малкина (Диас) и держит в качестве домашних питомцев двух гепардов. Суть той аферы – провезти в США "товар" на 20 млн долларов. Казалось бы, дело нехитрое, только вот курьер с отрубленной головой не сможет доставить посылку по назначению: деньги похищены, мафия в бешенстве, даже самые опытные участники операции, вроде героя Брэда Питта – загадочного посредника в ковбойской шляпе – подумывают поскорее пуститься в бега. Все шишки в итоге валятся на почти невинного фассбендеровского Советника, который поначалу еще пытается что-то исправить, а в итоге обессилено плачет, забившись в угол. Остальные в это время – включая несчастных гепардов – изощренно и жестоко погибают на глазах у изумленной публики.
Если разобраться, не такая уж запутанная история, которая волею авторов фильма превращается в неудобоваримый, вязкий и крайне пессимистичный триллер про мексикано-американские нарковойны – на пару минут в кадре даже мелькает Дин Норрис, пять лет кряду игравший полицейского Хэнка в сериале "Во все тяжкие" и здесь вновь проверяющий сомнительное содержимое огромных бочек.
О семи самых популярных современных сериалах, которые "смотрят все", читайте в обзоре проекта Weekend >>
А, может, все это — про хорошего парня в плохой компании и про женское коварство, воплощением которого становится Малкина, обладающая грацией пантеры и цинизмом бывалой жрицы любви. Особенно на фоне героини Пенелопы Крус, которой образ неуклюжей наивной барышни идет примерно так же, как персонажу Хавьера Бардема – автозагар и цветастые рубашки.
Да и бог бы с ними, с заслуженными голливудскими звездами, отчего-то дружно корчащими из себя ровесников Фассбендера – ботокс им в помощь. Гораздо большее удивление вызывает собственно происходящее на экране, а точнее отсутствие какого-либо действия: добрые две трети фильма герои ведут пространные беседы, а точнее, поочередно пытаются научить жизни несчастного Советника, засыпая его псевдофилософскими фразами, будто бы взятыми со страниц романов Пауло Коэльо. Такими цитатами на любой случай нынче пестрят социальные сети — их положено сопровождать красивой жанровой картинкой и "расшаривать" себе на стену Вконтакте или Фейсбука, если хочешь прослыть глубокомысленной и загадочной особой. Что именно хотят сказать герои фильма, совершенно непонятно – и не только зрителю, но и, кажется, самому Советнику, который ближе к концу начинает реветь, лишь заслышав голос очередного собеседника. "Я же не Советник", — бросает ему напоследок Брэд Питт. Эта, самая ясная из всех мыслей, звучит как приговор, предопределяя плачевный исход картины – если уж сам Советник не знает, что делать, то у остальных и подавно нет шансов.