МОСКВА, 30 окт — РИА Новости. Кем был Григорий Распутин для царской семьи, что общего у этого "старца" с Кашпировским и Чумаком, а также каким должно быть общество, чтобы в нем появились такие "целители", обсудили участники первой дискуссии на историческую тему в рамках совместного проекта РИА Новости и журнала "Дилетант".
"История в последнее время стала в нашем обществе очень модной темой, которая, к сожалению, порой выходит за рамки дружеских дискуссий и становится если не камнем преткновения, то фактором, разделяющим нас. Поэтому мне кажется, что открытое обсуждение самых разных исторических вопросов и сюжетов, без навязывания какой-то одной точки зрения, должно помочь сплочению общества и приучить к компромиссам и умению слушать друг друга", — задал тон предстоящей дискуссии ведущий, главный редактор журнала "Дилетант" Виталий Дымарский.
Распутина ждали
Участники дискуссии попытались разобраться, кем на самом деле был человек из политического "закулисья" царской России начала 20-го века и какое влияние он оказал на царскую семью и общество в целом. Роль Григория Распутина в истории осмысливается и оспаривается до сих пор.
"Распутин — это не какая-то исключительная личность, которая полонила историю и придворные круги в начале 20-го века. Дело в том, что к этому была исключительно общественная предрасположенность. Распутина ждали. Ждали кого-то, подобного Распутину", — заметил доктор исторических наук, профессор кафедры философии МГИМО (У) МИД РФ Андрей Зубов.
Ссылаясь на выдержку из книги протоиерея Григория Фроловского, Зубов рассказал о том, что "это было время массового гипнотического отравления, отсюда все нарастающее беспокойство, тревога сердца, темные предчувствия, много суеверий и изуверства". Из этого утверждения он делает вывод, что темный образ "старца" и "целителя" Распутина является символом своего времени.
До встречи с русским "старцем" Николай II приблизил к себе сначала французского врача Филиппа Лионского. Этот медик использовал во врачебной практике телепатию, ясновидение, парапсихологию и другие подобные методы. Во Франции оккультный врач был четырежды судим, но и этот факт, и всеобщее презрение французов к "лионскому магнетизеру" не остановили царя — в 1901 году Филипп Лионский оказался в России. Правда, впоследствии его изгнали, так как все придворное окружение считало, что он компрометирует царскую семью. Однако потребность правящей семьи в мистическом наставнике была так высока, что после смерти Филиппа Лионского в 1905 году фаворитом при дворе стал его ученик оккультист Папюс.
По словам историка, когда и Папюса изгоняют из России, он напоследок оставляет предсказание, в котором говорит, что царю будет послан "Друг", а также добавляет, что остановил революцию силой слова, но Россия падет через год после того, как "физически не станет" самого Папюса. К слову, умер Папюс в октябре 1916 года.
"В этом мире абсолютно извращенных понятий и появляется Распутин. Место подготовлено, фавориты были до него. Распутин овладевает невероятно, даже больше французских граждан, душой императорской семьи и становится очень влиятельным человеком, конечно потому, что он лечит, поддерживает здоровье в тяжко больном гемофилией наследнике", — резюмировал Зубов.
Приближенный к императрице
В свою очередь, директор Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), доктор исторических наук Сергей Мироненко считает, что фаворитом в императорской семье был не Григорий Распутин, а сама супруга Николая II. Мироненко приводит в пример одну из интимных переписок супругов, где Александра Федоровна пишет мужу о том, что "все в мире происходит по велению Бога, важно только узнать, что хочет Бог, а как узнать — а есть особенные люди, через которых Бог говорит с нами".
Во многом феномен Распутина связан с тем, что именно супруга Николая II была, с одной стороны, глубоко религиозной женщиной, а с другой, по словам историков, склонной к мистификациям. Она считает Григория Распутина "святым старцем" и ничего не хочет ни знать, ни видеть. Император в свою очередь всецело доверяет супруге, так как она является еще и его абсолютным единомышленником в том числе и в идее возвращения к абсолютной монархии. Кроме того, Николай II ищет близости с народом, потому появление в своем кругу простого крестьянина считает реализацией этой своей идеи.
"Распутин нужен был самой императрице <…> Она нуждалась в своеобразном психоаналитике. Она была застенчива, неуравновешенного склада личности. И то, что она родила четырех дочерей, что не могла вписаться в это общество, у нее были очень сложные отношения с Марией Фёдоровной (мать Николая II — прим.), которая прекрасно вписывалась в петербургское общество, танцевала на балах… Александра Фёдоровна застенчиво краснела, и еще современники говорят, что она с неприятным акцентом говорила по-русски. По всему выходит, что не приняло ее высшее общество. Она, в конце концов, родила сына, но сына смертельно больного, и, конечно, ее психологические мучения были чрезвычайно сильны", — объясняет Мироненко феномен влияния простого крестьянина на царскую семью.
Слабость власти и болезнь общества
Эксперты практически не касались вопроса о том, какое влияние на жизнь страны оказал Григорий Распутин. Все согласились с тем, что его власть была сильно преувеличена им самим, а его роль в политическом курсе России — до сих крайне спорный и неоднозначный вопрос. Все-таки, по замечанию историков, Распутин был не серым кардиналом, реализующим политические задачи, а фаворитом. Фаворитизм в свою очередь предполагает связь более интимную, пронизывающую отношения с властью во все времена.
Ведущий предположил, что в связи мистическим флером, которым окутана жизнь и дела Григория Распутина в начале 20-го века, его можно сравнить с другими, более поздними явлениями — телевизионными деятелями Анатолием Кашпировским и Александром Чумаком. А старший преподаватель кафедры социологии и психологии политики факультета политологии МГУ, кандидат политологических наук Светлана Нестерова привела в пример поразительный успех партии ЛДПР в начале 90-х, которому партия, по мнению эксперта, обязана харизме Владимира Жириновского.
"Это что, требование эпохи или объективная необходимость, которую вызывал нарастающий кризис, что тогда в царской России, что в постсоветское время?" — уточнил Дымарский.
По мнению Нестеровой, большое значение имела слабость власти, так как в 90-е годы, по ее словам, общество не видело сильного лидера в Борисе Ельцине и потому охотно верило Владимиру Жириновскому. "Если мы говорим про нынешнее время, когда такие фигуры не добиваются значительного успеха, то про кризис власти говорить еще в той степени, в которой говорят сейчас политологи, еще рановато. Скорее всего, она сейчас достаточно стабильно функционирует", — считает ученый.
Старший научный сотрудник Института научной информации по общественным наукам РАН (ИНИОН РАН) Сергей Беспалов считает, что именно патологическая тяга к мистическому и оккультному у царской семьи стала одной из причин болезни общества. "При самодержавии личность самодержца — это и есть общественный строй. <…> Нельзя сказать, что общество взяло и заболело на рубеже 19-20-го веков. Личная роль во всей этой истории императора и императрицы исключительная, я бы сказал, что, наверное, определяющая", — объяснил Беспалов. При этом он заметил, что в этот исторический период характеризуется не только кризисом власти, но и кризисом духовности.
Один из слушателей в зале предположил, что когда государственные институты работают правильно и хорошо, необходимости в мистическом появлении подобных фаворитов нет. Ему возразил Зубов, сказав, что эти явления не связаны со сбоями в работе власти, а имеют прямое отношение к тому, что общество больно. "Когда общество больно, оно принимает эти вещи", — добавил историк.
После дискуссии участникам был показан фильм "Агония", точнее, вторая его серия — про Распутина. "Не надо учить историю по художественным произведениям", — предостерег напоследок гостей Дымарский.
Новая встреча с дискуссией на историческую тему состоится в ноябре и также будет посвящена одной из тем нового номера журнала "Дилетант". По словам главного редактора издания, ноябрьский номер они планируют посвятить теме политических убийств в связи с 50-летней годовщиной убийства Кеннеди.