МОСКВА, 29 окт — РИА Новости. Следователи рассматривают две версии причин ЧП с вертолетом Ка-52 в Москве, сообщила РИА Новости во вторник официальный представитель Московского межрегионального следственного управления на транспорте Татьяна Морозова.
"В настоящее время следствие рассматривает две версии случившегося. Это отказ техники и ошибка пилотирования", — сказала собеседница агентства.
Следователи уже изъяли бортовой самописец вертолета.
Изначально сообщалось о падении вертолета Ка-32 в районе Выхино-Жулебино на юго-востоке Москвы. Однако позже источник в силовых структурах уточнил, что на вертолете непроизвольно сработала система катапультирования. По его словам, такая система устанавливается на боевых вертолетах Ка-52, а не на Ка-32, о падении которого сообщалось.
Вертолет Ка-52, упавший во вторник на юго-востоке Москвы, был передан военными ОАО "Камов" для научно-исследовательских и опытно-конструкторских испытаний, сообщил РИА Новости источник в силовых структурах.
"Вертолет зеленого цвета горит, площадь возгорания — 20 квадратных метров", — сказал представитель столичного главка МЧС.
Следователи начали проверку по факту крушения вертолета Ка-52 на юго-востоке Москвы, сообщила РИА Новости официальный представитель московского межрегионального следственного управления на транспорте СК РФ Татьяна Морозова. "В настоящий момент к месту происшествия выехала следственно-оперативная группа во главе с заместителем руководителя управления", — сказала собеседница агентства.
Подробности ЧП
По предварительным данным, авария произошла в 15.40 мск в районе дома 56 по улице Привольная. По уточненным данным, вертолет упал в лесной массив недалеко от заводского аэродрома.
По свидетельству очевидцев, на месте аварии возник пожар, который удалось потушить в течение получаса. "Минут через 10 после падения произошел взрыв. Через минуту — еще один. Было много зевак, транспортная ситуация немного осложнилась", — сообщил проезжавший мимо места ЧП Александр в эфире "Коммерсантъ FM".
В результате инцидента пострадали два человека, пилоты вертолета. Они доставлены в 36-ю городскую клиническую больницу в "удовлетворительном" состоянии.
Состояние пострадавших пилотов рухнувшего на юго-востоке Москвы вертолета оценивается как средней тяжести, угрозы их жизни нет, сообщил РИА Новости во вторник советник министра здравоохранения РФ Игорь Ланской. По его словам, это была жесткая посадка, погибших нет. У одного пострадавшего травма грудной клетки и перелом ребер, у второго — подозрение на компрессионный перелом позвоночника.
"Обоих пострадавших доставили в 36-ю больницу в 16.20. У обоих травматический шок, они в сознании. Врачи оценивают их состояние как тяжелое, однако считают, что шанс на спасение у них есть. <…> Сейчас врачи проводят все необходимые процедуры, обследования и делают все возможное для спасения мужчин", — сказала собеседница РИА Новости в столичном департаменте здравоохранения.
Вертолет, по предварительным данным, принадлежит ОАО "Камов", сообщил РИА Новости источник в силовых структурах Москвы. Другой источник в силовых структурах также заявил, что вертолет не принадлежит Минобороны. По его словам, произошла "жесткая посадка машины". По данным источников, вертолет сильно разрушен и восстановлению не подлежит.
Неожиданно оказался у места падения вертолёта. Он лежит за забором старого лётного центра, матрах в 300 от домов. Дыма или огня не видно.
— Владимир Варфоломеев (@Varfolomeev) October 29, 2013
Источник РИА Новости в правоохранительных органах: "По предварительным данным, из района ЧП были слышны хлопки. Возможно, взорвались топливные баки".
Очевидцы: "Мы слышали сильный грохот, все переглянулись, но ничего непонятно было. Подумали, что при стройке метро что-то упало. Мы были не рядом с местом происшествия, но было очень громко".
Местная жительница Лика Князева: "Я укладывала дочь спать, слышу как полетел вертолет, но звук был странный… потом сильнейший грохот как взрыв… в окно увидела клубы черного дыма на дороге. Чуть не поседела от страха, рядом садик моего сына… мама работает в школе рядом. Она услышала сообщение про эвакуацию, забрала моего ребенка и пока я их ждала, чуть с ума не сошла.. взрывов сильных было два и один еще потише".
Жулебино.Упал вертолет. pic.twitter.com/9GZvAKWbin
— Oleg (@BaronMoscow) October 29, 2013
Вертолет Ка-52 упал в Жулебино рядом со школой http://t.co/fgI93Qv2IO pic.twitter.com/KJ4VJexhmQ
— Наран Ситняков (@naran_official) October 29, 2013
Причины аварии
Причиной падения вертолета, по предварительным данным, стала техническая неисправность, сообщил РИА Новости источник в силовых структурах города.
"В качестве основной рассматривается версия технической неисправности", — сказал собеседник агентства.
В Минобороны сообщили, что после того, как несанкционированно сработала система катапультирования, экипаж вертолета совершил жесткую посадку. "Вертолет Ка-52 проходил испытания в конструкторском бюро имени Камова в рамках выполнения НИОКР. Летательный аппарат находился под управлением экипажа предприятия".
Летчик-испытатель, заслуженный пилот России Вадим Базыкин: "Вертолеты семейства "Камов" — очень сильные, надежные и маневренные машины, для армейской авиации они просто незаменимы. Есть у них, разумеется, и слабые места. Одно из них — это колонки редуктора (место соединения несущих винтов с главным редуктором над кабиной вертолета). <…> Полагаю, что произошел какой-то технический сбой, так как летчиков-испытателей отбирают крайне тщательно, у них другая ментальность, совершенно другой уровень подготовки. Как правило, они готовы к внештатным ситуациям".
Как ВВС России теряли вертолеты Ка-52
В марте прошлого года в Тверской области разбился вертолет Ка-52 "Аллигатор", пилот и штурман погибли. Это была первая в российских ВВС катастрофа вертолета такого типа. Читайте подробнее >>
Что представляет из себя вертолет Ка-52
Ка-52 "Аллигатор" разработан в начале 1990-х годов в ОКБ имени Камова. Является двухместной модификацией Ка-50 "Черная акула". Предназначен для уничтожения бронированных и небронированных наземных целей, малоскоростных воздушных целей и живой силы противника, огневой поддержки десанта, патрулирования военных колонн. Ка-52 снабжен устройствами снижения заметности, системой радиоэлектронной защиты и средствами активного противодействия, катапультно-амортизационной системой.
Экипаж — два человека (летчик и штурман). Максимальная скорость — 300 км/ч, статический потолок — 3,9 км. Практическая дальность полета — 460 км. Основное вооружение: ракеты "воздух-земля" с лазерной системой наведения, многоцелевые управляемые ракеты типа "Вихрь", подвижная установка НППУ-80 с пушкой 2А42 калибра 30 мм, неуправляемые ракеты калибра 80 мм, ракеты управляемая типа "Игла". Читайте подробнее в справке РИА Новости >>
Какие аварии вертолетов происходили в России за последний год
21 июля 2013 года в Ловозерском районе Мурманской области потерпел крушение вертолет "Еврокоптер 120". Вертолет при взлете с площадки накренился и упал на бок. Он задавил трех человек, находившихся на земле. Двое из них — туристы из Великобритании. О других происшествиях — в справке РИА Новости >>
"Ка-52 — вертолет со странной судьбой"
Главный редактор сайта ria.ru Илья Булавинов: "Ка-52, являющийся двухместной модификацией Ка-50, — вертолет со странной судьбой. В середине 90-х Ка-50 стал визитной карточкой российского ВПК: его рекламировали на оружейных выставках и в специализированных зарубежных изданиях, про него сняли полнометражный художественный фильм "Черная акула". Что называется, "продвигали". Российская армия эти вертолеты почти не закупала — но на нее никто и не рассчитывал: в те годы на приобретение техники у Минобороны денег не было. Ставка делалась на экспорт, благодаря которому тогда и выживала российская оборонка. Но продать "Черную акулу" так никому и не удалось. В конце 90-х вроде бы был шанс на победу в многомиллиардном турецком тендере на поставку и лицензионное производство ударных вертолетов. Под этот потенциальный заказ КБ "Камова" вместе с израильской компанией IAI даже разработал специальную двухместную модификацию Ка-50-2. Но в итоге Турция этот вертолет так и не взяла. "Камов" начал делать уже отечественную двухместную версию (в которой пилоты располагаются не один за другим, а рядом). Но в начале "нулевых" российские военные, у которого, наконец, появились деньги, отдали предпочтение конкуренту Ка-52 — Ми-28. Милевские "Ночные охотники" закупались десятками, а камовские "Аллигаторы" — считанными единицами. Тогда "Камов" начал делать на базе Ка-52 корабельный вариант — для закупаемых во Франции вертолетоносцев "Мистраль". И только в прошлом году стало известно, что проект камовского ударного вертолета спасен: российское Минобороны все же подписало контракт на закупку 140 машин. Летом этого года в КБ "Камова" говорили, что на подходе и экспортные контракты. Впрочем, об этом говорят уже почти 20 лет".