МОСКВА, 13 мар - РИА Новости. Очередное крупное ЧП с военной авиацией произошло в понедельник в России - в Тверской области разбился вертолет Ка-52 "Аллигатор", пилот и штурман погибли. Это первая в российских ВВС катастрофа вертолета такого типа. Пока приоритетных версий не выдвинуто, но эксперты уже напомнили о существующей проблеме низкого качества поступающей в войска авиатехники.
Как рассказал официальный представитель Минобороны РФ полковник Игорь Конашенков, радиосвязь с экипажем Ка-52, который выполнял в понедельник плановый учебно-тренировочный полет без боекомплекта, была потеряна в 21.05 мск.
Поисково-спасательная группа Торжокского центра боевого применения и переучивания летного состава, к которому относился вертолет, обнаружила упавшую машину во вторник в 08.45 в 10 километрах западнее аэродрома Торжок. Штурман Максим Федоров погиб. Командиру Дмитрию Ракушину была оказана медицинская помощь, однако позже он скончался от полученных при аварии травм. Машина полностью разрушена; жертв и разрушений на земле не было.
Приоритетных версий нет
Военное следствие признало, что случившееся произошло из-за нарушения правил полетов или подготовки к ним, по соответствующей статье Уголовного кодекса возбуждено дело. Виновным грозит до семи лет заключения, однако подозреваемых по делу пока нет.
Из воинской части изымается документация. Устанавливаются специалисты, готовившие машину к полету. Приоткрыть завесу тайны над конкретными причинами инцидента могут "черные ящики" вертолета - они уже найдены, их состояние хорошее, указал полковник Дрик.
Следователи и комиссия военнного ведомства пока не выдвинули приоритетной версии, рассматриваются все варианты - от технических причин катастрофы до человеческого фактора. Как заявил РИА Новости источник в российском оборонно-промышленном комплексе, если приоритетной версией ЧП окажется технический фактор, то в расследовании примут участие эксперты вертолетостроительной отрасли.
"Представители разработчика и производителя могут участвовать в работе комиссии по расследованию обстоятельств падения вертолета Ка-52 под Торжком, если выяснится, что она произошла по техническим причинам. В то же время, если основной версией станет человеческий фактор, расследование останется в полной компетенции Минобороны", - заявил он. В свою очередь, представитель Минобороны сообщил РИА Новости, что подполковник Ракушин - опытный пилот первого класса.
Разработчик вертолета - ОАО "Камов" (входит в "Вертолеты России"). Серийной производство Ка-52 налажено на Арсеньевском заводе (ОАО "Арсеньевская авиационная компания "Прогресс" им. Н.И.Сазыкина, город Арсеньев, Приморский край).
Минобороны для расследования обстоятельств крушения Ка-52 создало специальную комиссию. На место ЧП прибыл главком ВВС России генерал-полковник Александр Зелин.
Случайность или тенденция?
Некоторые российские военные эксперты в связи с этим происшествием напомнили о существующей в российской армии проблеме невысокого качества поступающей авиатехники. "При переходе в последние годы к крупносерийному производству авиатехники и с началом ее массовой поставки в войска встал серьезный вопрос по поводу качества этих самолетов и вертолетов. Эти проблемы, безусловно, будут преодолены российским оборонно-промышленным комплексом, однако сейчас, на переходном периоде, они очень серьезны", - заявил РИА Новости заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.
"Есть, конечно, и проблема подготовки пилотов, которая после развала Советского Союза значительно снизилась. Но это не относится к авиацентру в Торжке - там работают исключительно опытные пилоты", - добавил эксперт.
Тем не менее, полеты вертолетов этого типа после ЧП решено пока не приостанавливать, сообщил РИА Новости источник в Минобороны. Представитель военного ведомства по ВВС полковник Владимир Дрик эту информацию не подтвердил, но и не опроверг. Таким образом, в настоящее время говорить о том, что к катастрофе привела некая системная техническая проблема, нельзя.
В последнее время крупные инциденты с участием военной авиатехники происходили уже неоднократно. Так, 28 февраля в 130 километрах северо-восточнее Комсомольска-на-Амуре разбился истребитель Су-30, который совершал испытательный полет. Оба летчика успели катапультироваться и остались живы.
А приблизительно за две недели до этого, 13 февраля, в 90 километрах от аэродрома "Шагол" в Курганской области при выполнении планового учебного полета разбился бомбардировщик Су-24. Экипаж катапультировался, пилоты выжили. В обстоятельствах этих ЧП сейчас разбираются военные следователи.
Перспективы
Как сообщил РИА Новости анонимный представитель отечественного ОПК, сейчас в армейской авиации около 20 вертолетов К-52. Поставка серийных машин в войска началась в 2010 году. В августе 2011 года холдинг "Вертолеты России" и Минобороны РФ подписали контракт в 20 миллиардов рублей на поставку 140 вертолетов Ка-52 "Аллигатор" до 2020 года.
Многоцелевой всепогодный боевой вертолет Ка-52 "Аллигатор" представляет собой двухместную модификацию ударного вертолета Ка-50 "Черная акула". Отличается от предшественника двигателями, а также формой и оборудованием формой носовой части.
По боевой мощи "Аллигатор" не уступает Ка-50 и американскому АН-64 Apache и превосходит все остальные существующие боевые вертолеты.
Ка-52 имеет два модернизированных двигателя ВК-2500 мощностью 2,4 тысячи лошадиных сил каждый. В носовой части располагается двухместная кабина пилотов с бортовым комплексом оборудования нового поколения. Кресла пилотов оснащены катапультами.
Командирская машина армейской авиации, осуществляющая разведку местности, указания на цель и координацию действий группы боевых вертолетов, способна поражать бронированную технику и воздушные цели.
Как ожидается, морская модификация этого вертолета - Ка-52К - будет использоваться на вертолетоносцах "Мистраль", первый из которых поступит на вооружение ВМФ РФ в 2014 году.
Максимальная скорость Ка-52 - 350 километров в час, дальность полета - 1,2 тысячи километров, высота полета - 5,5 тысячи метров, скороподъемность - 10 метров за секунду. Экипаж - два человека.