Светский обозреватель Анна Горбашова
Свой 77-й день рождения режиссер Роман Виктюк традиционно отметил премьерой — спектаклем "Несравненная" на сцене театра Моссовета. После спектакля друзья, коллеги и ученики поздравили именинника на банкете в узком кругу.
"Несравненная" по одноименной пьесе драматурга Питера Куилтера — это история жизни знаменитой американской певицы Флоренс Фостер Дженкинс. Современники называли Дженкинс величайшей плохой певицей всех времен и народов ввиду полного отсутствия слуха и вокальных данных. Несмотря на эти "мелочи", Флоренс пользовалась у публики невероятной популярностью, билеты на выступления безголосой артистки разлетались с бешеной скоростью. Зрители обожали ее за смелость, эксцентричность и невероятную внутреннюю свободу.
Не обращая внимания на критику, она выходила на сцену в ярком блестящем платье с ангельскими крыльями за спиной и пела, пела, пела. "Люди могут говорить, что я не могу петь, но никто не скажет, что я не пою", — говорила сама Дженкинс.
Яркая и ни на кого не похожая Дженкинс — идеальная героиня для Романа Виктюка. Роль Дженкинс вполне ожидаемо сыграл мужчина — актер Дмитрий Бозин (Воланд, "Мастер и Маргарита").
После спектакля зрители, в числе которых были замечены актеры Ирина Мирошниченко, и Ефим Шифрин, хореограф Егор Дружинин, завалили режиссера цветами. Премьеру и день рождения именинник с друзьями и коллегами отметил в кафе "Чайковский".
"Ураааа!" — закричали гости, как только Виктюк появился в зале, и потянулись вручать подарки.
"И шо це?" — вспомнил о своих украинских корнях Роман Григорьевич, заглядывая в один из подарочных пакетов. Шо це було Виктюк вслух не озвучил.
"Роман, здесь собрались люди, которые заразились фантастической бациллой твоего таланта, умения творить из ничего, — взяла слово Ирина Мирошниченко, много лет блиставшая в постановке Виктюка "Татуированная роза" на сцене МХТ им. Чехова. — Хочется пожелать, чтобы ты как можно дольше был в такой форме, чтобы отмечать дни рождения премьерами. В сегодняшнем спектакле мы увидели столько придумок, что нам их хватит на целый год. Рома, за тебя! Мы все тебя уважаем, ценим и любим!" — "Да!" — грянули гости.
Ученики Виктюка плотным кольцом окружили Ирину Мирошниченко. Со стороны беседа "Народной" и юных актеров походила на спонтанный мастер-класс. Именинник тем временем курсировал между гостями, принимая поздравления.
Актриса Ирина Апексимова, по совместительству директор Театра Виктюка, зачитала обращение к Мастеру от "не смыкавшей глаз, очумевшей, но выжившей постановочной группы" с пожеланием, чтоб спектакль побил все рекорды посещаемости, и чтобы "любая сволочь и самый предвзятый критик могли бы сказать все что угодно, кроме одного: что это не талантливо и актеры не блистательны". "А они блистательны!" — загудели гости.
"Однажды Виктюк сказал гениальную фразу: "Счастье должно быть без перерыва на небольшое несчастье". Вот такого счастья я ему и желаю", — поздравила режиссера от себя лично в разговоре с обозревателем Ирина Апексимова.
В числе последних гостей в кафе появился актер Дмитрий Бозин. Мастер и ученик обменялись впечатлениями о премьере. Роль Дженкинс для Бозина своего рода вызов. По мнению Дмитрия ее воплощение требует особой техники. "Я еще никогда не играл юродивых. Многие живут за гранью разума, но юродивость — особый путь, который я давно хотел его исследовать. Я уже играю Рудольфа Нуреева, а Флоренс — это второе инопланетное существо, посетившее нас в реальном, человеческом обличии", — рассказал актер.
Виктюк феномен певицы объяснил просто — в ней горел "священный огонь". Тот самый, суть творческих изысканий режиссера, убежденного, что "у творца сердце бьется не с той стороны".