МОСКВА, 25 окт — РИА Новости. Любовь к своему делу — главное для бизнесмена, даже деньги не играют такой большой роли, как удовольствие от работы, уверен предприниматель Шахар Вайсер, прочитавший в РИА Новости в рамках проекта Tech in Media лекцию "Секреты успешных стартапов в России и за рубежом".
Вайсер занимается предпринимательством последние 15 лет. Он создал несколько компаний в разных странах — в Израиле, Америке, России.
РИА Новости запустило образовательный проект Tech in Media для того, чтобы российские журналисты могли повысить свои компетенции в инновационно-венчурной тематике. Интеллектуальным партнером Tech in Media является Российская венчурная компания (РВК). В рамках проекта с октября по ноябрь 2013 года пройдут 10 лекций и мастер-классов, на которых профессиональные журналисты, инвесторы и создатели успешных стартапов расскажут об особенностях рынка инноваций и венчурных инвестиций, о том, как правильно освещать стартапы, как распределяются гранты инновационных фондов, как на российском рынке появляются успешные проекты и др.
Неудачи
о мнению Вайсера — одна из самых полезных в бизнесе вещей — это, как ни парадоксально, неудача. Ошибки, стресс, кризис формируют человека и позволяют ему прийти к новым открытиям, хотя большинство людей воспринимают их совсем не так.
В качестве примера он привел историю, случившуюся с ним во время работы в телекоммуникационной компании. Она произошла в то время, как этот бизнес только начинал развиваться, а мобильные телефоны стоили еще недешево.
Компания, в которой работал Вайсер, продала одному из своих клиентов дорогостоящую телекоммуникационную систему. Через некоторое время в системе произошел сбой, из-за которого клиент потерял много денег. Представители компании-клиента очень хотели пообщаться с сотрудниками компании, в которой работал Вайсер, но так получилось, что на встречу с недовольным клиентом кроме него никто не поехал.
"Я ехал очень позитивно настроенным. Я до этого, даже когда мы уже продали систему, общался с разными людьми в этой компании, довольно крупными менеджерами, объясняя, что нужно делать дальше, что выстраивать, покупать и расширять, но внимания соответствующего не получал. А тут я понимаю — я еду, и меня ждут все. Я был уверен, что они будут внимательно слушать то, что я говорю. Меня встречали и президент, и все вице-президенты. Первый час был не очень приятным, я молчал и очень много всего выслушал. Но через час начали слушать они. Закончилась встреча самым большим контрактом в истории моей компании" — рассказал Вайсер.
Риск
Еще одна важная вещь в предпринимательстве — готовность рисковать и при этом верить в себя, в свою удачу и свою способность поменять мир. Люди в большинстве своем даже не пытаются сделать то, что на самом деле могут, считает бизнесмен.
"Есть один профессор, который на своих лекциях, кажется, на курсе предпринимательства, часто говорил студентам: "Будьте любезны, к следующей лекции встретьтесь с каким-то известным человеком. Это может быть известный человек в бизнесе, знаменитость — кто угодно, кто-то, с кем считается трудным встретиться". Всегда был один и тот же результат — 90% даже не пыталось" — рассказал Вайсер. Но у тех 10%, которые пытались, в 90% случаев все получалось, отметил он.
"Всех людей, которых я беру на работу, я в конце интервью спрашиваю "Насколько ты удачлив, от 1 до 10?" Меня поражают люди, которые говорят "Четыре". Это же его собственная вера. А мне ему (рассказывать) про то, что мы сейчас пойдем и сделаем то, чего никто не делал, и у нас будет лучше всех. А у него — "Четыре". И как мы пойдем?" — сказал бизнесмен.
Партнер и команда
"Бизнес очень похож на атлетизм, потому что это испытание воли", — считает Вайсер. Создание любого бизнеса, даже прачечной, — это тяжело и долго, и в процессе пути все будет немножко хуже, чем планировалось, поясняет он.
Вайсер рассказал, что почти не знает успешных партнерств. Очень сложно не приписывать все удачи своим заслугам и не валить все на партнера в случае неудачи. Если с этой проблемой удалось справиться, следующее испытание — это деньги, которые очень легко портят отношения между людьми. А уж большие деньги — это еще большее испытание, отметил он.
Конечно, есть материальная сторона опроса — сотрудникам компании нужно получать деньги. Однако это самое не главное, считает Вайсер. Чтобы сделать что-то выдающееся, нужно, чтобы люди горели общей целью, и здесь от лидера требуется умение заразить людей своим энтузиазмом. Важно также всегда помнить, что сильные игроки приводят таких же сильных игроков, поскольку им интересно работать вместе, а средние игроки приводят слабых, отмечает бизнесмен.
И все же единственный важный вопрос при организации новой компании — любите ли вы то, что делаете, считает Вайсер. Если теряешь любовь к делу, нужно останавливаться — отметил он.