ВОЛГОГРАД, 24 окт – РИА Новости, Дмитрий Виноградов.
Волгоградская трагедия – это не только сухая статистика и горе, но и истории тех, кто проявил свои лучшие профессиональные и человеческие качества.
Первым на месте взрыва, прогремевшего 21 октября в Волгограде на автобусном маршруте №29, оказался экипаж "скорой помощи" врача 8-й подстанции Василия Диулина. Это произошло уже через минуту после теракта, и совершенно случайно: реанимационная бригада ехала с пациенткой с инфарктом и отеком легкого в Красноармейский район, навстречу взорвавшемуся автобусу. Водитель Алексей Власов увидел впереди сильный взрыв.
"Я сидел в салоне, с пациенткой, – вспоминает врач-реаниматолог Василий Диулин.- Водитель говорит: впереди что-то случилось, люди просят помощи".
Как рассказал РИА Новости главврач Волгоградской службы скорой помощи Роман Лященко, в такой ситуации врачи экипажа всегда встают перед трудным выбором: "Что делать? Отвозить своего пациента в стационар или работать на месте нового ЧП? В такой ситуации надо отключить мозг и действовать как робот, по инструкции, хоть врач и не робот". Инструкция же предписывает помогать тем, кому тяжелее.
К счастью, состояние пациентки, которая была в карете скорой помощи, уже позволяло помочь другим. Она и ее родственница соглашаются подождать. Врач экипажа решает: надо попасть на место взрыва. Затем медики звонят на центральный диспетчерский пульт.
Благодаря тому звонку в службе скорой помощи знали о взрыве еще до того, как в им стали поступать первые официальные звонки. "Мы поняли, что произошло что-то серьезное", – говорит главврач Роман Лященко.
Диулин и фельдшер Ирина Сердинова стали выбивать у взорванного автобуса двери, выносить раненых и даже, в нарушение техники безопасности, зашли внутрь салона. "Вообще-то мы должны ждать силовиков, но тут счет шел на секунды. Кому-то еще можно было помочь", – говорит Василий Диулин.
"Помогайте тем, кому хуже, чем мне"
Внутри салона автобуса №29 царил ад, вспоминает Диулин. Но люди вели себя достойно. "Одна женщина отказывалась от помощи – мол, сама выйду, помогайте тем, кому хуже, чем мне. Вторая больше переживала за пакет с игрушками, который она везла в какой-то детсад. Пакет остался под сиденьем".
Врачи "скорой" приняли на себя роль координаторов прибывающих на место коллег.
"Работать на месте – это трудно эмоционально, – объясняет главврач Роман Лященко. – Надо разделить тех, кому можно оказать помощь на месте, и тех, кого надо госпитализировать".
"Все люди вели себя очень адекватно. Водители пропускали экипажи "скорой". Многие и сами приняли участие в транспортировке пострадавших", – рассказывает он.
Пациентка, которая изначально была в экипаже Диулина, терпеливо ждала почти 40 минут, пока медики закончат работу на месте. Впрочем, врачи не забывали о ней, проверяли ее состояние, а водитель менял ей кислородную маску. Потом женщину отвезли в стационар – в этот же экипаж поместился еще один нетяжелый пострадавший.
Всего на месте теракта работали 20 экипажей. "Жители Волгограда с пониманием отнеслись к тому, что все скорые в городе были заняты, – свидетельствует главврач. – Нет, было несколько звонков в духе "у меня температура, мне плевать что происходит". Но это единицы".
"Хотели аварию посмотреть"
Среди обычных горожан, кто помог врачам доставить пострадавших в больницы, были и две молодые женщины, подруги – бухгалтер торговой фирмы Кристина Хващевская и менеджер фитнес-клуба Наталья Гайденко. В тот день они ездили в центр Волгограда по делам и уже возвращались в родной Красноармейский район.
"На встречной полосе увидела аварию – машина лежала вверх колесами. Решила перестроиться в левый ряд, чтобы аварию посмотреть", – восстанавливает Кристина хронологию событий. Подруги уже проехали место ДТП, как вдруг увидели взрыв. Именно увидели – в салоне громко играло радио.
"На нас полетели какие-то обломки и пыль. Я говорю Наташке: наверное, колесо взорвалось", – вспоминает Хващевская. Все машины начали останавливаться, но первые 20 секунд из них никто не выходил – все были в каком-то ступоре.
И тут из взорванного автобуса начали выпрыгивать люди. "Они прыгали из окон так легко, как будто спрыгивали со ступеньки. Наверное, от шока", – говорит Кристина. Она увидела, как это сделал мужчина – его нога была неестественно подвернута. В следующую секунду Кристина, сама молодая мать, испытала шок – она увидела, как мужчине из глубины автобуса передают ребенка.
"Тут мое сердце перевернулось, я не выдержала. Мы выскочили из машины, побежали к автобусу. Наташа чуть не забежала в него, но тут мы заметили оторванную голову террористки. Я теперь никогда ее не забуду".
Полицейский, который составлял протокол на встречной полосе по поводу ДТП, привлекшего внимание девушек, тоже поспешил к автобусу. "Я спрашиваю его: людей можно забирать с места теракта? Я ж не знаю, можно ли их забирать…", – говорит Наташа. Гаишник сказал, чтобы забирали всех, кто сидит у обочины – к тому времени пассажиры взорванного автобуса уже отбежали и сидели под деревьями.
Девушки нашли ту семью, поразившую их – Анатолия, Лилю и их двухгодовалого сына Диму. "Мы были в шоке – помню, запихивали Анатолия с его ногой на заднее сиденье моего "Ниссана". Как мы потом узнали, у мальчика было легкое сотрясение – он был в теплой шапке, наверное, это его и спасло. Его папа, Анатолий, весь удар на себя принял. Все штаны буквально испачканы чужим мясом – у меня потом весь день был запах в машине какой-то кисло-жареный. У меня аж на языке этот вкус до сих пор", – рассказывает девушка.
У мужчины "нога была полумесяцем", осколочное ранение, и все время держался за ухо, из которого шла кровь. "У меня голова кружится, мне плохо", – все время приговаривал он. "А у самого подбородок и руки так и трясутся", – вспоминают подруги. Из сбивчивых рассказов молодой семьи девушки поняли, что те ездили в банк – заплатить по ипотечному кредиту.
"Там место было пустое (около террористки. – РИА Новости), я всю дорогу на него хотел сесть. Слава богу, не сел, слава богу, ребенок мой жив", – все время приговаривал Анатолий. Его жена Лиля молчала и только около больницы начала плакать.
У стационара девушки, как могли, при помощи медсестер, погрузили Анатолия на каталку.
Через пару дней Кристина и Наталья навестили "свою" семью в больнице. У Лили тоже нашли травмы, которые она не чувствовала в момент шока.
А муж Кристины, узнав о "приключениях" ее и подруги, только и пошутил: "Ну, с днем рождения!"