Наталия Григорьева
В российский прокат выходит "Пятая власть" — биографическая лента о Джулиане Ассанже и WikiLeaks. Основой для сценария послужили мемуары Даниэля Домшайт-Берга, бывшего соратника Ассанжа. Этих двоих режиссер Билл Кондон и делает главными действующими лицами своего фильма – одновременно остросюжетного политического триллера и объективного, почти документального исследования того, как Интернет превратился в оружие массового поражения, а власть оказалась в руках уже не политиков и журналистов, а хакеров-одиночек.
История буквально из вчерашних новостей и еще далеко не законченная — Ассанж, бессрочно проживающий в посольстве Эквадора в Лондоне, не оставил без внимания появление фильма о себе и еще до выхода в прокат назвал его очередной попыткой американских властей — теперь посредством Голливуда — очернить его детище WikiLeaks и выставить его самого дьяволом во плоти. Одним из оснований для такого не-видел-но-осуждаю-выпада стал тот факт, что Домшайт-Берг, дескать, ничего хорошего про экс-коллегу написать не мог, так кардинально разошлись они во мнениях после нескольких лет совместной работы.
А начиналось все, как сообщают нам вступительные кадры, в 2004 году, когда прозябающий на скучной работе IT-гений Берг (Даниэль Брюль) встретился на хакерской конвенции в Берлине с Джулианом Ассанжем (Бенедикт Камбербэтч). Последний к тому времени в одиночку управлял уже ставшим популярным в узких кругах сайтом WikiLeaks и хоть и с неохотой, но согласился принять помощь нового знакомого. На протяжении нескольких лет Ассанж и Берг, используя информацию из анонимных источников, выкладывали в сеть документы, разоблачающие незаконные действия в экономической и политической сферах. Как результат – разоренные банки, финансовые кризисы и протесты по всему миру – за 6 лет WikiLeaks превратился в могущественную медиаимперию, заручившуюся поддержкой крупнейших СМИ и готовую бросить вызов самой Америке. Публикация дипломатических бумаг о войне США в Ираке и Афганистане положила начало бушующим и по сей день шпионским войнам и превратила Ассанжа во врага номер один — не только для американского правительства, но и для бывших союзников.
Кондон, несмотря на явный соблазн, не стал ударяться в крайности и постарался сделать свою картину максимально объективной. Книга Берга со всей ее критической интонацией и почти детскими обвинениями, вроде "И волосы он красит!", создает необходимое равновесие и "приземляет" сложившийся образ Ассанжа-мученика и узника совести – не приуменьшая значимости его миссии.
Но стоит изменить угол обзора, и все отрицательные качества обращаются если не в положительные, то в необходимые для дела. Цель как никогда раньше оправдывает средства, а публичность Ассанжа, добровольно и осознанно ставшего мишенью, — ставка, которую он делает в надежде на то, что его смелость будет заразительной. Что называется, идет ва-банк.
Хочется успокоить господина Ассанжа: нынче ведь (стараниями тех самых голливудских негодяев-киношников) и серийные убийцы с наркоторговцами запросто становятся героями, главное – твердые принципы, которых Ассанжу не занимать, и немного личного обаяния – за это в фильме отвечает сам Бенедикт Камбербэтч. И именно его во всей этой истории можно считать единственным пострадавшим: мало того, что пришлось выкрасить волосы и кардинально изменить свою и без того неоднозначную внешность, так еще и реальный Ассанж отказался от личной встречи. И это после всех писем на адрес посольства Эквадора.