МОСКВА, 23 окт — РИА Новости. Выставка "Искусство, с которым я живу", на которой представлены графические и живописные работы, собранные знаменитым танцовщиком Михаилом Барышниковым почти за 40 лет, открывается в московском Музее личных коллекций ГМИИ имени Пушкина в среду.
Кажется, лучшего места для экспонирования не найти: его коллекция небольшая и действительно очень личная, поскольку "собирателем" в классическом понимании этого слова Барышникова назвать сложно. Он не развивал свою коллекцию системно, не делал громких приобретений на аукционах, предпочитая покупать вещи для себя и пространства, в котором он живет. И то, что большинство из них оказались так или иначе связаны с театром, вполне закономерно.
Это либо эскизы костюмов и декораций — например, рисунки Бенуа к "Садко", "Щелкунчику" и другим постановкам, или же портреты артистов. В частности, набросок Жана Кокто, изображающий Сергея Дягилева и Вацлава Нижинского за разговором о "Шехерезаде". Особое внимание притягивает другой портрет Дягилева того же автора — импресарио удивительно точно изображен буквально несколькими линиями. К тому же, именно этот рисунок стал одним из первых приобретений Барышникова.
"Кристиан Берар, Жан Кокто, Лев Бакст… Я знал их имена еще со школьной скамьи, видел репродукции их работ в книгах, но никогда прежде — оригиналы, да еще выставленные на продажу. Когда я вышел из галереи, от волнения у меня кружилась голова — я трепетно прижимал к себе портрет Сергея Дягилева работы Кокто и эскиз костюма Пьеро, сделанный Бераром. Придя в гостиницу, я развернул упаковку и поставил их на столе, чувствуя себя, словно счастливый отец", — вспоминает он эту покупку.
Театральная графика, особенно работы Бенуа, занимают центральное место в коллекции, "по краям" которой — графика русских классиков, авангард и советские нон-конформисты. Живописи немного, только ранняя Наталия Гончарова и две картины Олега Целкова.
В общей сложности в Москве экспонируются около 100 произведений. На выставленном рядом фотопортрете работы Энни Лейбовиц, изображающем Барышникова в кабинете, он предстает в окружении этих же работ, развешанных по стенам.
Не так давно артист передал свою коллекцию в фонд Baryshnikov Art Center. Теперь коллекция фонда гастролирует по миру, рассказывая об этом центре поддержки творческих людей. Впервые собранные Барышниковым произведения искусства показали в ABA Gallery в Нью-Йорке. В планах фонда — тур по другим европейским странам.