ВЛАДИВОСТОК, 23 окт — РИА Новости, Надежда Егорова. Реклама с каждым годом все больше наполняет улицы Владивостока. Накануне Дня работников рекламы корреспондент РИА Новости решил узнать, как ее засилье сказывается на облике города, а также что думают по этому поводу специалисты и простые горожане.
День работника рекламы ежегодно отмечается 23 октября рекламщиками, маркетологами и пиарщиками России. Праздник молодой, ему всего 19 лет, но за это время он успел прочно обосноваться в нашей стране, с каждым годом его празднуют все больше специалистов. Сегодня реклама популярна как никогда, и свидетельства тому можно видеть на улицах нашего города.
Десять МРОТ за объявление
Когда я приступила к подготовке материала, то с удивлением осознала, что практически не обращаю внимания на рекламу на городских улицах. Не имея представления, о чем писать, я пошла в центр города, на самую крупную остановку — площадь Семеновскую.
Людям предлагают похудеть, вернуть права, пойти на концерт "Дельфина" — все это в пестрой массе листовок, от которых разбегаются глаза, и в голове остается минимум информации. Та же ситуация и со столбами, подпорными стенками, гаражами и магазинами. Повсюду — бахрома нечитаемых объявлений. Как итог — отсутствие ожидаемого эффекта от рекламы и испорченный вид города.
Как рассказала мне начальник управления регулирования рекламной деятельности администрации Владивостока Анастасия Кушнырь, хаотичная расклейка объявлений — это нарушение постановления о благоустройстве города.
Она отметила, что, например, за очистку остановок от объявлений отвечают владельцы рекламных мест, расположенных на этих самых остановках. Но из-за нерадивых расклейщиков они несут убытки, так как очищают поверхности за свой счет. При этом основная сложность заключается в том, что объявлений с каждым днем все больше, а поймать нарушителей за руку сложно, поэтому город и пестрит.
На эту тему коллеги из Москвы рассказали мне, что у них с такой беспорядочной расклейкой борются аналогом сетки-рабицы вокруг столбов и рекламных лайтбоксов на остановках, а также устраивают автодозвон на номера из рекламы.
Во Владивостоке я с подобным не сталкивалась, однако удалось узнать, что не так давно одно местное товарищество собственников жилья устроило расклейщикам подобное профилактическое мероприятие. Инициаторы записали на автоответчик с дозвоном текст в духе "вы нарушаете то-то, вам грозит то-то" и начали звонить на номера в листовках. После этого дом больше не обклеивали рекламой. Может, стоит взять на вооружение?
"Я дала твоему соседу…"
Кушнырь также рассказала, что часто к ним в управление горожане приходят жаловаться на содержание рекламы, но они этими вопросом не занимаются. "Мы отвечаем именно за техническую часть размещения рекламы — монтаж конструкции и согласование мест установки. Вопросам содержания занимается краевое УФАС России, да и то уже на стадии нарушения", — отметила собеседница.
Тот факт, что смысловая нагрузка рекламы, которая попадает на городские улицы, никем не утверждается, мне подтвердил и участник рынка — директор местной рекламной компании Анастасия Арсеньева.
Ее слова очень хорошо иллюстрирует ряд билбордов и растяжек в городе. Так, недавно на одной из остановок появилось сообщение "Я дала твоему соседу. У него маленький процент", а рядом — фото милой девушки. Как выяснилось при детальном рассмотрении рекламы, это — слоган компании, выдающей займы. И таких двусмысленностей, привлекающих внимание людей, — масса по всему городу.
Есть и более очевидная реклама, притягивающая взгляды. Наверное, все жители Владивостока помнят историю, когда на фасадах известной сети спортивных магазинов появилась растяжка со стилизованным изображением обнаженных девушек, ползущих по песку. Спустя полгода эти дамы были "одеты" в шорты и топы.
"Такие дела достаточно редки, так как в основном рекламодатели и рекламораспространители достаточно корректны в вопросах этики и стараются не допускать в рекламе непристойных и оскорбительных образов и выражений", — отметила Яковенко. При этом она рассказала, что начать проверку законности рекламы УФАС может по собственной инициативе или обращению любого человека.
"А горожане довольно часто приходят к нам с претензиями на некорректную рекламу. Чаще всего жалуются на то, что рекламодатели не размещают обязательные предупреждения о наличии противопоказаний, о необходимости консультации с врачом и подобные медицинской тематики", — отметила Яковенко.
Подозрительные цвета и пугающие лица
"Наружка", листовки, афиши на улицах Владивостока — это всего лишь малая часть внушительного рынка городской рекламы, однако она очень точно отражает характер, а главное тенденции развития этой сферы.
Вышеперечисленное касается правовых основ, а что насчет внешнего вида "наружки"? Все та же директор местной рекламной компании Анастасия Арсеньева рассказала мне, что облик городской рекламы постепенно улучшается. "Сегодня на улицах можно видеть все больше неожиданных идей, и это не только новое содержание, но и новые конструкции. Все это выглядит свежо и гармонично", — уверена она.
По словам Арсеньевой, "наружка" сегодня популярна как никогда. В связи с тем, что сейчас очень много площадей, цены на нее невысокие, вот все и хотят "висеть" на самом видном месте. "С одной стороны, это хорошо, ведь каждый имеет доступ к публичности, а с другой — не очень. Ведь тем самым на улицы попадает и отталкивающая некачественная реклама, по которой потом судят о состоянии всей отрасли", — уверена собеседница.
Специалист отметила, что отчасти и поэтому реклама портит вид города. "Тут не столько засилье материалов, сколько их качество. Нечитаемые шрифты, вызывающая подозрение цветовая гамма, пугающее выражение лиц моделей. В общем, хочется посоветовать не экономить на рекламе. Подумайте хотя бы о местных жителях", — улыбается собеседница.
Мини-шедевры и полезная реклама
И, видимо, рекламщики подумали. Пару месяцев назад на улицах Владивостока появились скамейки с брэндом местной компании. Они стоят повсюду: на остановках, возле аптек и почтамтов. И проезжая ежедневно по одному и тому же маршруту на работу, я стала обращать внимание на эти конструкции. Они постоянно заполнены. На них сидят студенты, дети, пенсионеры. Невольно возникает мысль: "Бывает же и полезная реклама".
Сами горожане оценивают рекламу неоднозначно. Пенсионерка Валентина Черестова, с которой я поговорила на той же площади Семеновской, уверена, что обилие плакатов и вывесок на улицах портит архитектурный облик Владивостока.
"У нас прекрасный город, но рекламы на улицах слишком много — повсюду листовки и объявления, дворники их обдирают, и в итоге — ужасные облезлые стены. Нужно же как-то следить за этим…", — считает пенсионерка.
Более молодое поколение относится к рекламе терпимо, многие даже не представляют современной жизни без нее. "Ну представь, если бы сейчас вся реклама исчезла с улиц города. Были бы унылые голые стены домов, Владивосток стал бы серым и скучным. А вообще, любая качественная и интересная реклама — это такой мини-шедевр, ее просто любопытно разглядывать, иногда она даже вдохновляет", — поделился студент местного вуза Сергей Вязов.
Заканчивая материал, я вспомнила слова моей бабушки Галины Пятковой, которая всю жизнь проработала в торговле. "Да зачем эта реклама нужна вообще? Хороший товар сам себя продает, а я даже по телевизору рекламу всегда переключаю", — говорила она.