МОСКВА, 22 окт — Прайм. Модель экономического роста, которая помогала России выходить из кризисных ситуаций в последние годы, исчерпала себя, стране необходимы жесткая экономия и активизация структурных реформ. Такие рекомендации по итогам анализа рабочей группы в 2013 году дал России МВФ, однако власти страны не видят возможности им последовать, хоть в целом и согласны с выводами фонда.
"Правительство в целом согласилось с оценкой персонала МВФ, но не увидело ни возможностей, ни необходимости дополнительной бюджетной корректировки. (Российские власти — ред.) указали, что рекомендуемые персоналом МВФ более высокие темпы бюджетной корректировки и увеличения нефтяных сбережений сейчас являются политически невозможными", — говорится в опубликованном во вторник докладе рабочей группы МВФ.
Нефтяная дамба
Баланс рисков для российской экономики по-прежнему склоняется в негативную сторону, отмечают в МВФ. "Относительно недиверсифицированная структура экономики России делает страну подверженной потенциальным внешним потрясениям, таким как резкие падения цен на нефть и природный газ", — отмечается в докладе. По мнению экспертов фонда, вероятность падения цен на нефть низкая, однако, учитывая зависимость России от экспорта энергоресурсов, реакция будет сильной: экономика может оказаться в состоянии спада.
В неблагоприятном сценарии МВФ резкое снижение цены на нефть до 60 долларов за баррель и сохранение ее на этом уровне несколько лет приведет к спаду ВВП РФ до 1% в 2014 году, что сменится более чем умеренным ростом: в 2015 году — 1,5%, в 2016 — 2%, в 2017-2018 — 2,5%.
"Бюджетный буферный резерв (Резервный фонд) быстро истощается, и рост возобновляется лишь медленными темпами", — отмечается в докладе. МВФ уверен, что запасы российских суверенных фондов не достаточны для преодоления кризиса. Даже в условиях базового сценария, который исходит из стабильных цен на нефть, по оценке МВФ, размеры Резервного фонда уменьшатся к 2018 году примерно до 2,7% ВВП, если бюджетная политика не изменится. Российские власти прогнозируют рост Резервного фонда до чуть более 6% ВВП к 2018 году.
МВФ настойчиво призывает российские органы власти постепенно, начиная с 2014 года, ужесточать налогово-бюджетную политику на дополнительные 0,4% ВВП в год. "Благодаря этому к 2018 году Резервный фонд будет восстановлен до уровня примерно 7% ВВП. Этот уровень позволит официальным органам поддерживать расходы в рамках бюджетного правила в течение двух лет без обращения к дополнительным займам на рынке, если цена на нефть снизится до 60 долларов за баррель на продолжительное время", — считают эксперты.
Проблемы внутри
Основные внутренние риски обусловлены возможным ухудшением инвестиционного климата в стране, например, вследствие усиления политической неопределенности и социальных протестов, отмечает МВФ. "Всплеск неприятия риска на мировом уровне, возобновление политического и социального напряжения внутри страны или отсутствие реформ могут привести к дальнейшему усилению оттока капитала", — предупреждает МВФ.
Еще один риск связан с политическим давлением в пользу стимулирования экономики в краткосрочной перспективе. Фонд обращает внимание на то, что некоторые высшие государственные должностные лица и лидеры из деловых кругов призывают к смягчению денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики.
"Однако, в отличие от многих сопоставимых стран с формирующимся рынком, в России разрыв между потенциальным и фактическим объемом производства находится, по оценкам, на нулевом или близком к нулевому уровне", — говорится в докладе. Подобные меры в лучшем случае приведут к небольшому и неустойчивому росту, а в худшем — усилят инфляционное давление и увеличат волатильность курса национальной валюты, полагает МВФ.
Вызывает озабоченность и расширение участия государства в важнейших отраслях, таких как энергетика и банковский сектор, что, по мнению экспертов фонда, ведет к снижению частных инвестиций и ограничивает конкуренцию. "Конкретные меры должны включать, например, постепенный выход государства из банковского сектора и более активные усилия по реализации государственной программы приватизации, которая должна также привести к высвобождению трудовых ресурсов для частного сектора и создать условия для более высоких темпов роста производительности", — говорится в докладе.
В частности, МВФ оценивает долю госсобственности в производстве сырой нефти на уровне более 40% на данный момент против чуть более 10% на 2000 год. Доля банковских активов под государственным контролем выросла до 58% с 35% 13 лет назад.
Надежда есть
Впрочем, не все там мрачно: гибкость обменного курса и крупные международные резервы создают РФ определенную защиту, отмечают в МВФ.
"Россия сейчас лучше подготовлена к тому, чтобы противостоять неблагоприятным потрясениям, чем ранее. Более гибкий обменный курс может амортизировать внешние потрясения, а повышение потенциала в области урегулирования кризисов должно облегчить своевременное предоставление достаточной ликвидности для уменьшения последствий для банков", — говорится в докладе.
Основанное на цене нефти бюджетное правило создает опору для краткосрочных ответных мер налогово-бюджетной политики в случае падений цен на нефть. Долгосрочная устойчивость долга на настоящий момент не вызывает опасений, учитывая низкий государственный и совокупный внешний долг, находившийся в 2012 году на уровне примерно 13% и 29% ВВП соответственно.
По итогам лета эксперты МВФ были оптимистичны и насчет ближайших месяцев для России. "Краткосрочные показатели дают неоднозначную картину, но в целом свидетельствуют о некотором подъеме активности в последние месяцы, и на их основании можно сделать заключение о перспективах более активного роста в течение остальной части текущего года", — говорится в докладе.
При этом если риски не сбудутся, цены на нефть будут стабильными, а Россия, наконец, приступит к активной реализации структурных реформ, потенциальный рост превзойдет самые смелые ожидания российских властей, прогнозируют эксперты МВФ.