Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.
Итоги визита индийского премьер-министра Манмохана Сингха в Россию, очень возможно, скоро станут итогами отношений Москвы с нынешним правительством в Дели.
Технический уклон сотрудничества
Договоренности, достигнутые в Москве, носят отчетливый военно-технологический характер. Сингх, начиная переговоры с Владимиром Путиным, выстроил такую формулу сотрудничества: "оборона, энергетика, наука, высокие технологии, а также [сотрудничество] в области туризма, торговли, инвестиций". Кроме того, что решено в понедельник, ранее в качестве обсуждаемого вопроса упоминалась еще одна российская атомная подлодка для индийского флота – в аренду.
Не подписаны, но, видимо, будут вскоре готовы бумаги по сооружению Россией новых атомных реакторов на площадке станции Куданкулам. Там есть проблема – введенный недавно индийцами закон о компенсациях в случае аварий; по этому закону с Дели отказываются работать все атомные поставщики, не только наши.
Можно уверенно сказать, что ни с одной страной у России нет отношений, столь явно завязанных на хай-теке и при этом встречающих такое множество проблем.
Формула проблем вот какая: старания Москвы придать новое дыхание военно-промышленному и технологическому комплексу – с одной стороны, и попытки Дели преодолеть кризис бюрократии и юридической системы – с другой. В общем, два кризиса встретились.
А третий преодолеть так и не получается. Вот официальный обзорный материал российско-индийской торговли без военной компоненты. Цифры тут так и не могут преодолеть отметку в 10 миллиардов в год. Ранее планировалось достичь 15 миллиардов к 2015 году, но с этим пока не понятно.
В целом же, если учесть, что Москва еще с 90-х годов ставит своей целью уйти от "сырьевой зависимости" и развивать именно технологический экспорт, то Индия, во-первых, идеальный партнер, а во-вторых, опыт работы с ней показывает, какую трудную задачу мы себе ставили и продолжаем ставить.
И все было бы почти хорошо, если бы не новый этап в развитии индийского общества и государства.
Никто еще официально не сказал, что премьер Манмохан Сингх уходит в отставку, но в любом случае его нынешняя поездка в Россию и потом Китай в самой Индии привычно именуется прощальной.
Всеобщие выборы весны 2014 года – их точной даты пока нет – как минимум поменяют поколения высших лидеров. Манмохану Сингху 81 год. Его наследником, то есть вторым человеком в правящей партии Индийский национальный конгресс, недавно официально назначен Рахул Ганди, правнук первого премьер-министра Джавахарлала Неру, внук премьер-министра Индиры Ганди, сын премьер-министра Раджива Ганди. (Первый человек в партии – это вдова Раджива, итальянка Соня Ганди, которая из-за своего зарубежного происхождения уже не стала премьером в 2004 году, а сейчас тем более не станет).
Рахулу предсказывают на выборах поражение от главного соперника ИНК, оппозиционной Бхаратия Джаната Парти, недавнему кандидату в премьеры от которой, Лалу Кришне Адвани, было и вовсе 87. Но БДП в сентябре нашла нового "знаменосца", Нарендру Моди, главу процветающего штата Гуджарат. Ему 63, и это сильный лидер, одно лишь имя которого может вернуть БДП к власти после поражения 2004 года.
Самое же интересное будет, если не победит ни та, ни другая партия. Из подробного анализа предпочтений избирателя видно, что система в Индии и сегодня не вполне двухпартийная, она сложнее. Кроме того, индийский избиратель уже удивлял социологов, и не далее как в упомянутом 2004-м, когда по всем прогнозам и оценкам БДП должна была удержаться у власти.
Многие индийцы сегодня говорят: общее разочарование избирателя может привести к тому, что не победит никто, в парламенте окажется множество каких угодно региональных партий, и потом несколько лет уйдет на то, чтобы из этой мозаики сложить какую-то новую систему управления страной.
Перед нами даже не "разочарование", а кризис, у которого знакомые россиянам черты. Он не подается логике и плохо соотносится с экономической и прочей статистикой.
Вот один из классических местных комментариев, показывающих настроения избирателя: "Индия еще может выбраться из этого хаоса", "от курса рупии до экономики в целом, от преступности до коррупции – все выглядит наихудшим образом". И даже так: "все в этой стране вышло из-под контроля".
Коррупция была модной темой года полтора назад, местные седоволосые гуру учиняли голодовки до полного очищения нации, их поддерживали миллионы. Индия – не первая страна, где неясное разочарование людей выражается в самой простой формуле "все воруют". То есть дело не столько в коррупции, сколько в том, как люди к ней относятся.
Так или иначе, при том или этом правительстве, индийцы будут требовать от него некоего обновления нации. Что, как известно, может иметь непредсказуемый результат.
Баланс по-индийски
Внешняя политика Манмохана Сингха часто отражала нараставшие проблемы его страны: была масса заминок (да, именно в российско-индийских отношениях), было множество неожиданных решений, проистекавших из чисто внутренних склок.
Но одно можно считать фактом: именно при нынешнем премьере созрела политика, при которой Индия "равноудалилась" от ведущих мировых держав. От США, от Китая, от России и многих других.
Да, в том числе и в военно-технологической сфере. Российской монополии в вооружении индийских ВС больше не будет. У европейцев Дели закупает истребители "Рафаль" на 15 миллиардов долларов, хотя европейцы, в отличие от России, не очень хотят производить их на индийской земле. С США индийцы развивают, так же как с Россией, атомное и военное сотрудничество, хотя и там проблем сколько угодно.
Зато их куда меньше в сфере "просто торговли". Если горизонт Москвы и Дели в этой сфере – 15 миллиардов долларов в год, то США ставят задачу несколько иную: 500 миллиардов.
При этом Дели остается партнером Москвы (и Пекина) во многих внешнеполитических проектах типа БРИКС. В Индии вам обязательно скажут, что никогда не будут поддаваться американским призывам "сдерживать Китай", а постараются работать и с теми, и с этими. Это называется – баланс.
Вопрос только в том, как на этот баланс повлияют надвигающиеся на Индию перемены. Американские оптимисты уже начали подбадривать соотечественников: США – на подъеме, потому что в странах БРИКС спад, былого роста экономики уже нет. При этом во всех странах БРИКС что-то происходит внутри обществ. Америке пора снова начинать "лидировать", навязывая всем свои ценности.
Да, общества у "новых мировых лидеров" меняются. Совершенно не факт, что это кризис, а не нечто обратное, но, по крайней мере, никто не знает, как будут звать премьер-министра Индии, который прилетит в Москву в следующий раз.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции