МОСКВА, 21 окт — РИА Новости. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев отправляется с рабочим визитом в КНР, где намерен с китайскими коллегами обсудить развитие двусторонних отношений, включая экономику, инвестиционное сотрудничество, энергетику и международные вопросы, в частности, ситуацию в Иране и Сирии, сообщили РИА Новости в аппарате российского правительства.
"Последнее особенно актуально в свете катастрофического наводнения на Амуре и реках его бассейна, которое произошло в нынешнем году. Стороны поддерживали тесные контакты с целью обмена технической и метеорологической информацией, согласовывали параметры работы гидротехнических сооружений, меры по минимизации ущерба от стихийного бедствия. Взаимодействие соответствующих служб России и Китая было высоко оценено руководством двух стран", — отметил сотрудник аппарата кабмина.
Экономические отношения России и Китая
Как отмечают в аппарате правительства, Китай сохраняет за собой статус крупнейшего внешнеторгового партнера России. В свою очередь РФ является для него девятой по объемам товарооборота зарубежной страной. Неблагополучная в целом атмосфера в мировой экономике, а также особенности ценовой конъюнктуры стали факторами некоторого замедления роста объемов двусторонней торговли в этом году. При этом сохраняется общая тенденция к ее росту. В 2012 году объем двусторонней торговли составил 87,5 миллиарда долларов, увеличившись на 5,2% по сравнению с 2011 годом. В январе-июле этого года российско-китайская торговля составила 49,6 миллиарда долларов. Главы государств России и Китая во время июньской встречи 2012 года в Пекине поставили задачу довести объем двусторонней торговли до 100 миллиардов долларов к 2015 году и до 200 миллиардов долларов к 2020 году.
Как сообщил собеседник агентства, с учетом запуска Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана и Единого экономического пространства стороны формируют договорно-правовую базу для развития взаимоотношений Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) и связанными с регулированием внешнеторговой деятельности государственными органами КНР.
Таможенные службы России и Китая ведут эффективный диалог, делая основной упор на создание благоприятных условий для перемещения товары через границы России и Китая, отметил собеседник агентства. Для этих целей прорабатывается межведомственный документ, который должен будет создать правовую основу для взаимного признания результатов таможенного контроля в отношении отдельных товаров как меры доверия в таможенной сфере. Также готовится к подписанию меморандум о взаимопонимании по борьбе с правонарушениями на каналах авиационных перевозок.
Инвестиционное сотрудничество
Россия и Китай акцентируют необходимость существенного расширения инвестиционного сотрудничества, отметили в аппарате правительства РФ. В 2009 году был утвержден план инвестсотрудничества стран, в 2012 году создан российско-китайский инвестиционный фонд для финансирования двусторонних проектов. В августе этого года между Минэкономразвития России и Госкомитетом КНР по развитию и реформе подписан меморандум о взаимопонимании по реализации плана российско-китайского инвестиционного сотрудничества.
Имеется договоренность о создании в интернете российско-китайской инвестиционной платформы для обмена информацией и содействия компаниям в поиске партнеров по инвестиционному сотрудничеству.
Также ведется работа в рамках совместных инвестиционных проектов в сфере заготовки леса и глубокой переработки древесины в РФ. Еще одним примером российско-китайского взаимодействия в инвестиционной сфере стало завершение проекта по строительству завода "Фуяо Гласс Индастри Групп" по производству автомобильного стекла в Калужской области.
Энергетика
Взаимодействие в топливно-энергетической сфере является одним из приоритетных и динамично развивающихся направлений практического сотрудничества между Россией и Китаем, сообщили в аппарате кабмина. Поставки по российско-китайскому нефтепроводу составляют порядка 15 миллионов тонн сырой нефти в год.
Намечены планы продвижения сотрудничества в угольной сфере, включая комплексное освоение угольных ресурсов, производство из угля жидкого топлива, подрядное строительство шахт, поставки оборудования для предприятий угольной промышленности, научно-технические обмены. Успешно развивается сотрудничество в области атомной энергетики.
В области электроэнергетики наметился переход от простой торговли электроэнергией к реализации совместных инвестиционных проектов, предполагающих создание новых генерирующих мощностей на нашей территории и строительство ЛЭП сверхвысокой пропускной способности. Большой потенциал сохраняется в области возобновляемых источников энергии, энергосбережения и энергоэффективности.
Транспортная сфера
В кабмине отмечают позитивную динамику сотрудничества в транспортной сфере. Принято решение о создании российско-китайской рабочей группы по трансграничной транспортной инфраструктуре, которая будет координировать реализацию наиболее крупных проектов. В повестке дня — скорейшее начало строительства железнодорожного мостового перехода Нижнеленинское — Тунцзян.
С учетом последствий наводнения в бассейне реки Амур российская сторона ускорила выполнение необходимой работы по сезонному (в период ледостава) наплавному грузопассажирскому мосту Амурзет (ЕАО) — Лобэй.
Международные отношения
Среди основных актуальных международных тем, находящихся в фокусе внимания Москвы и Пекина, — обстановка на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Одним из приоритетных направлений взаимодействия России и Китая также является совместная работа в рамках Шанхайской организации сотрудничества.
Как отметил представитель аппарата российского правительства, РФ и Китай выдвигают совместные инициативы и предпринимают скоординированные шаги для достижения прогресса в урегулировании всего спектра проблем, связанных с иранской ядерной программой, содействия налаживанию продуктивного сотрудничества Тегерана с мировым сообществом и МАГАТЭ. Также востребовано российско-китайское взаимодействие по ядерной проблеме Корейского полуострова.
Важной темой для России и Китая является содействие Афганистану в восстановлении политической и экономической системы, предотвращении террористической и наркотической угроз, исходящих с территории этой страны. Кроме того, страны координируют свои действия, направленные на формирование новой концепции безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе.