Материал подготовлен проектом ИноСМИ Группы сайтов РИА Новости >>
Эвита Марч (Evita March), Рэчел Грив (Rachel Grieve)
Насколько сильно в вас мужское начало? Вопрос может показаться довольно простым, особенно если вам предложат заполнить элементарную анкету из десяти пунктов о таких человеческих чертах как «агрессивность» и «решительность».
Но все не так просто, как вы думаете. То, что вы скажете об уровне своей мужественности, зависит не только от черт вашего характера, но от метода, при помощи которого вас опрашивают.
Недавно мы с коллегами опубликовали в журнале Personality and Individual Differences работу, в которой показываем, что люди, заполняя анкету в интернете, приписывают себе меньше характеристик мужественности, чем когда им приходится отвечать на вопросы на бумаге при помощи ручки.
Интернет и бумага: проверка на мужское начало
Широкое распространение интернета привело к тому, что ученые начали использовать его для сбора данных. Это имеет смысл, ведь у онлайновых исследований немало преимуществ, таких как:
— большее количество участников из разных мест;
— меньшие расходы (не надо ничего печатать);
— меньше вопросов без ответов (интернет-программы сбора данных могут сделать так, чтобы человек ответил на все вопросы);
— меньше ошибок при вводе данных.
Но оказалось, что когда человек заполняет анкету в онлайне, он в меньшей степени подгоняет свои ответы под общественно приемлемые взгляды, чем когда дает ответы в письменном виде на бумаге.
Наверное, это можно объяснить тем, что в интернете люди чувствуют себя более анонимными.
Исследователям также известны проблемы, которые могут возникнуть при проведении интернет-опросов. Среди них большее количество отказов отвечать на вопросы и отсутствие контроля над экспериментом. Например, когда человек заполняет анкету в онлайне, контролировать его окружающую среду невозможно. Респондента может отвлечь телевизор или дети, а это наверняка повлияет на результат.
Есть также опасение, что структура интернет-опросов не эквивалентна структуре опросов на бумаге. Если конкретно, как проведение онлайнового опроса влияет на психологические аспекты?
Исследования говорят о том, что важно не проводить знак равенства между интернет-опросами и опросами на бумаге. Поскольку анкеты заполняются в разной обстановке, ответы тоже могут оказаться разными. Поэтому исследователям надо установить равноценность онлайновых и письменных опросов до анализа результатов.
Гендерные роли
Многие опросы уже прошли оценку на равноценность. Это относится к опросам об индивидуальных особенностях, к клиническим опросам и к интеллектуальным опросам.
Мы попытались установить степень равноценности онлайновых и письменных опросов в рамках теста Bem Sex Role Inventory (тест о соотношении мужского и женского начала и о гендерных ролях). Хотя этот тест проводится уже сорок лет, исследователи считают его хорошим методом выяснения полоролевой идентичности.
Гендерная роль это установленное обществом в качестве приемлемого поведение мужчин и женщин. Поскольку современные исследователи по-прежнему пользуются тестом Bem Sex Role Inventory для оценки того, как люди определяют свои половые характеристики, важно установить равноценность этого опроса при его проведении в интернете и на бумаге.
Мы решили воспользоваться тестом Bem Sex Role Inventory в сокращенном виде, а не в полном, поскольку известно, что сокращенная форма позволяет точнее определять гендерные роли. Благодаря такой точности сокращенная форма чаще используется в исследовании гендерных ролей.
Мы попросили 244 участника заполнить сокращенную анкету Bem Sex Role Inventory через интернет, а 128 участников – сделать это ручкой на бумаге. В сокращенной форме имеется десять черт, определяемых как мужские (например, независимость, напористость), и десять, определяемых как женские (чувствительность, понимание).
Оригинал публикации: How much of a man are you? Being online can change thaт