Едва Конгресс США успел отвести угрозу нависшего над планетой финансового Армагеддона, подняв потолок американского госдолга, как пришла весть о вынырнувшем из глубин космоса и стремительно приближающемся к земле астероиде в полкилометра длиной. Если столкнемся, будет еще один Армагеддон.
Не великие шансы, но и не нулевые.
Шансы не столкнуться с этим громадным булыжником есть, а шансов уцелеть, если он врежется в нашу земную юдоль, у значительной части человечества нет. Более того, в перспективе Земле маячит стать вообще нежилой планетой, подобно Марсу.
Что будем делать? Начнем обратный отсчет того времени, что осталось многим из тех, кто сегодня живет, и, кто завтра родится, пожить и прожить? 19,18, 17… и т.д.
Или что-нибудь все-таки предпримем?..
***
В Голливуде об этом задумались еще в 1998-м году и сочинили блокбастер "Армагеддон". Тогда до встречи с непрошеным гостем размером в штат Техас оставалось не 19 лет, а 18 дней. Ну, в кино ребята вообще все преувеличивают и драматизируют для пущего интереса зрителей.
Преувеличили, и, тем не менее, спаслись. Быстро-быстро организовали мозговой штурм, рассмотрели несколько вариантов спасения, отбросили совсем уж нереальные – типа как-то там лазером воздействовать или изменить траекторию движения объекта, надув солнечные паруса, и остановились на сценарии: высадить на астероиде команду нефтяных бурильщиков во главе с крепким орешком Брюсом Уиллисом, передовиком нефтедобывающей промышленности. Они бы просверлили бы дырку в небесной глыбе, закинули бы в нее сверхмощный ядерный заряд, а затем бы ее и взорвали к чертовой бабушке. Риск – большой, трудности – невероятные, но ребята справились. Человечество отделалось легким испугом перед апокалипсисом и вожделенным катарсисом.
…Прошло 15 лет, и вот на горизонте замаячила реальная угроза, похожая на ту, что нафантазировали голливудские сценаристы с богатым воображением.
Полагаю, что сценарий спасения – тот же: надо готовить десант на Малую планету с индексом 2013 TV135, но уже не в Калифорнии, а на мысе Канаверал или на Байконуре, или в Плесецке. Международное сотрудничество должно быть более тесным и, вместе с тем, более широким. Чтобы не обидеть Жириновского и Проханова, следует добиваться по дипломатическим каналам, чтобы участие в проекте с российской стороны не ограничилось бы присутствием полковника Андропова с ломиком на разваливающейся станции "Мир".
Реальный блокбастер "Армагедон 2", датированный 2032-м годом, получится не столь эффектным, зато его можно будет продемонстрировать в прямом эфире. Это будет стоить самых выразительных и изощренных компьютерных аттракционов.
Пока же стоит внимательнее присмотреться к тому, как кинематограф художественно осваивает Космос.
***
До недавнего времени образ Космоса был притягателен, манящ своей таинственностью. Так же, как в начале ХХ века – заполярье, штурмуемое полярниками, небо, обживаемое летчиками, еще раньше – моря и океаны, одолеваемые отважными путешественниками, когда по корыстным мотивам, а когда из чисто спортивного интереса.
Разумеется, космическая даль интриговала человечество и прежде. Но она казалась столь фантастичной, что говорить о каких-либо практических шагах за пределы осязаемого пространства не представлялось возможным. Был, правда, Константин Циолковский. Но и он сам казался человеком не от мира сего, фанатом абстрактной идеи. Его научные разработки по части преодоления земного притяжения лишь со временем приобрели практический смысл. И то поначалу в военной индустрии – ракеты ближнего и дальнего действия. Космические путешествия еще определенное время оставались монополией беллетристов и философов.
В серьезных фильмах, так или иначе связанных с космическим пространством, Космос – это хранилище комплексов человека, кодов его бытия, будь то "Космическая Одиссея 2001-го года", или "Солярис".
У советских граждан Космос ассоциировался еще и с дефицитной свободой. Оттого был воспринят с таким энтузиазмом Гагарин, побывавший там, куда еще только едва залетала наша фантазия. Нам тогда казалось: "Ура! Мы перемахнули через несколько этапов цивилизационного развития".
В 2005-м году был снят фильм "Космос как предчувствие". То была уже всего лишь прозаическая рефлексия по поводу нашего обманутого предчувствия. Как и в фильме "Бумажный солдат" Алексея Германа-младшего, вышедшего тремя годами позже.
Романтический образ Космоса стал прозаическим. Более того – замусорился ошметками разрушенных спутников. Мы уже не особо и стремимся Туда. Нам бы на Земле остаться живу.
Идущая сейчас в нашем прокате "Гравитация" показательна во многих отношениях. И прежде всего вот в каком. Она – не о подвиге преодоления гравитации, что казалось до недавнего времени самой амбициозной мечтой человечества. Она – о подвиге ее обретения.
Мечта Циолковского вывернута наизнанку.
Когда я служил авиамехаником, слышал от летчиков: взлететь – не штука. Приземлиться – вот в чем проблема.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции